Открытое мероприятие с использованием ИКТ
ПРОДОЛЖЕННАЯ МУЗЫКОЙ СТРОКА
(Литературно-музыкальная композиция, посвященная песенному творчеству А.Кольцова, А.Серебрянского и И.Никитина.)
Л.В.Глотова,
учитель русского языка и литературы.
МОУ Озерская СОШ
Бутурлиновского района
2009 год
В литературно-музыкальной композиции участвуют три ведущих и два чтеца, исполнители песен и романсов. Предложенный материал можно распределить между ними в зависимости от исполнительских возможностей школьников. В композиции желательно применить фрагменты видеофильма "На заре туманной юности" ( если есть), иллюстративный материал (портреты, открытки, буклеты), аудиозаписи с песнями на стихи поэтов.
Цели мероприятия:
-познакомить с песенным творчеством воронежских поэтов А.Кольцова, И.Никитина, А.Серебрянского.
-учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Задачи :
-воспитывать любовь к родному краю, к людям, жившим и творившим на его земле;
-развивать артистические способности детей;
-работать над формированием навыков выразительного чтения.
1-ый ведущий.
Поэзия давно полюбила воронежскую землю. Она поселилась на ней вместе с русскими людьми. Сначала это были безымянные народные песни и сказки, живущие и сейчас в сердце потомков тех ратных людей, которые поставили первые города по берегам Дона. Затем она дала России замечательных поэтов Алексея Кольцова, Ивана Никитина и Андрея Серебрянского.
2-ой ведущий.
Нам хорошо известно имя воронежского поэта А.В.Кольцова, первого русского певца земледельческого труда. Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.
Поэт Виктор Боков говорил: "Если бы даже не было музыки на его стихи, все равно мы пели бы их про себя - так вольно дышится в них каждому слову, так хочется каждое слово спеть".
3-ий ведущий.
Триста композиторов написали музыку на стихи Алексея Кольцова, семьсот песен и романсов создано на его слова.
К кольцовским текстам обращались М.Глинка, А.Варламов, А.Даргомыжский и многие другие известные композиторы.
По числу стихотворений, положенных на музыку, а также по числу созданных на его стихи музыкальных произведений Кольцов стоит на первом месте после Пушкина.
Целый ряд старинных бытовых романсов на стихи нашего земляка сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить "Соловьем залетным" В.Т.Соколова, "Грусть девушки" А.Л.Гурилева, "Хуторок" и многие другие.
( Звучит песня "Ты не пой, соловей…" )
1-ый ведущий.
Прирожденный лирик, Кольцов много и пламенно писал о любви. Есть у него песня "Если встречусь с тобой…". В ней говорится о счастливой поре любви: Кольцов полюбил крепостную девушку, жившую в доме отца; любовь оказалась такой короткой. По отцовскому приказу любимую увезли далеко в степь, на Дон. Она рано умерла. Кольцов долго переживал утрату… Беда еще была впереди, а пока поэт с восторгом писал:
Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя, -
Что за трепет, за огнь
Разольется в груди.
Если взглянешь, душа,-
Я горю и дрожу,
И бесчувствен и нем
Пред тобою стою!
Если молвишь мне что,
Я на речи твои,
На приветы твои
Что сказать - не сыщу.
2-ой ведущий.
В 1830 году Кольцов пишет стихотворение "Кольцо", поразившее читателей своей самобытностью. У трех композиторов - А.Л.Гурилева, А.Е.Варламова и С.В.Рахманинова - есть романс под названием "Кольцо".
( Звучит романс "Кольцо" в исполнении учащегося )
3-ий ведущий.
В годы Великой Отечественной войны по радио часто звучала песня "Хуторок", которую исполняли по заявкам фронтовиков. Слова этой песни, напоминавшие солдатам о мирной жизни, о доме, также принадлежат нашему земляку А.Кольцову.
Пел эту, как называл ее сам Кольцов, "русскую балладу" воронежский учитель Иван Нечаев.
(Звучит песня "Хуторок")
1-ый ведущий.
Любовь играет в песнях Алексея Кольцова большую, но не исключительную роль. Мотив многих его песен составляет то нужда и бедность, то борьба за копейки, то жалобы на судьбу-мачеху.
Чтец:
Долго ль буду я
Сиднем дома жить,
Мою молодость
Ни за что губить?
Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дорожке вдаль
День и ночь глядеть?
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?
Иль боится он,
В чужих людях быть,
С судьбой-мачехой
Сам собою жить?
"Думы сокола"
2-й ведущий.
Горькие думы одолевают и героя стихотворения "На новый 1842-й год"
Чтец:
Прожитый год, тебя я встретил шумно,
В кругу знакомых и друзей;
Широко, вольно и безумно,
При звуках бешеных речей.
…………………………….
Тяжелый год, тебя уж нет, а я еще живу,
И новый, тихо, без друзей, один встречаю,
Один в его заманчивую тьму
Свои я взоры потопляю…
Что в ней таится для меня?
Ужели новые страданья?
Ужель безвременно из мира выйду я,
Не совершив и задушевного желанья?
3-ий ведущий.
Осенью того же 1842 года Кольцова не стало. Он умер от чахотки, ему было только 33 года. В Воронеже на толкучем рынке его рукописями торговали как оберточной бумагой. Скоро на могиле поэта появился памятник - такой, какой ставили в ту пору заурядным воронежским мещанам. Но у народа России осталась память о человеке с редким поэтическим даром. Песни Кольцова со временем запели по всей России. Они остались жить своей особой судьбой, отдельной от имени создавшего их поэта. И нет более прочного памятника!
1-ый ведущий.
Вспоминая А.Кольцова, нельзя не вспомнить, к сожалению, мало кому известное имя Андрея Порфирьевича Серебрянского (1809 - 1838), человека трагической и загадочной судьбы.
Когда в Воронеже был поднят вопрос об увековечивании памяти поэта А.Кольцова, то мнение общественности раскололось надвое: иные считали, что прежде всего памятник воронежцы должны поставить Андрею Серебрянскому. Не будь Андрея Порфирьевича, возможно, Россия не получила бы и Кольцова. Сын священника из села Козловка Бобровского уезда (ныне Бутурлиновский район) первым оценил поэтическое дарование сверстника из Воронежа. Редактировал его стихи, ввел в круг своих знакомых, представил критику Белинскому…
2-ой ведущий.
Песни Серебрянского среди молодежи были популярнее сочинений Кольцова.
Так, по всей России студенты в течение более чем ста лет пели дошедший до наших дней романс "Вино" ( "Быстры, как волны, дни нашей жизни…"), когда-то один из лучших в русской поэзии романсов.
; В разных вариантах исполняется эта песня, давно ставшая народной.
(Звучит романс "Быстры, как волны, дни нашей жизни…")
Быстры, как волны, дни
нашей жизни.
Что час, то короче
к могиле наш путь
.
Напеним янтарной струею
бокалы!
И краток, и долог веселый
наш миг.
Будущность темно,
как осенние ночи.
Прошедшее гибнет
для нас навсегда;
Ловите же минуты
текущего быстро,
Как знать, что осталось
для нас впереди?
Умрем - похоронят,
как не был на свете;
Сгниешь - не восстанешь
к беседе друзей.
Полнее же, полнее
забвения чашу!
И краток, и дорог веселый
наш миг
.
3-ий ведущий.
Вдохновенный пламень личности Серебрянского, "натуры сильной и широкой", "одаренной от природы счастливыми способностями и прекрасным сердцем", явился путеводным для А.В.Кольцова, духовно подпитал И.С.Никитина и в 20 веке озарил начало песенного творчества Б.Ш.Окуджавы: по его признанию, первая песня ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори…"), написанная им на первом курсе университета в 1946 году, была задумана как студенческая и навеяна грустным романсом "Быстры, как волны, дни нашей жизни…"
1-ый ведущий.
А.Серебрянский родился в 1809 году. И если молодежь распевала его песни, то можно судить о высокой духовности общества, философского склада его мысли.
Восемнадцатилетний учащийся Воронежской семинарии написал поэму "Бессмертие", о которой долгое время вели споры не только представители духовенства, но и педагоги, врачи, студенты. Глубокие знания Библии, истории религии, государства, трудов Карамзина
…
До сих пор среди специалистов считается непревзойденной его статья "Мысли о музыке", которая, по словам Белинского, "сама так похожа на музыкальное произведение"
.
(Звучит отрывок из статьи А. Серебрянского на фоне классической музыки)
Чтец:
"Я страстно люблю эту музыку, которая то возносит дух на какую-то высоту, светлую, божественную, то, прихотливо волнуя неизъяснимой тревогой, низвергает в неизмеримую глубину - глубину смертную и мрачную; то снова несет в область света и утешения, дышит на него роскошью жизни и набожным успокоением…
Откуда в ней эта власть над душою? Откуда эта полнота, как будто в ней целый мир, вся повесть жизни и судеб со всеми превратностями?"
"Мысли о музыке"
2-ой ведущий.
Статья была написана в последние годы жизни Серебрянского, когда он учился в Петербургской медико-хирургической академии. Чахотка подкосила его здоровье. В 1838 году на деньги Кольцова он добирается до родной Козловки, где спустя четыре месяца умирает.
Кольцов в письме Белинскому пишет: "…Серебрянский умер. Да, лишился я человека, которого любил пятнадцать лет душою, и которого потерю горько оплакиваю. Третьего августа был роковой день его жизни… Много желаний не сбылось, много надежд не исполнилось… Проклятая боль! Прекрасный мир души прекрасной, не высказавшись, скрылся навсегда…".
3-ий ведущий.
А.Серебрянский - истинный поэт во всем: и в своей неприкаянности, в неумении "пробиться", сделать благополучную карьеру, и в отношении к миру, и в редкостной способности услышать голос чужой души.
В 2001 году за счет средств филологического факультета ВГУ было издано творческое наследие нашего земляка Андрея Серебрянского. В составлении книги принимали участие преподаватели ВГУ В.В.Инютин, А.А.Новоточинова, О.Г.Ласунский и А.Н.Акиньшин. Перелистаем страницы этой книги и послушаем одно из стихотворений почти забытого поэта пушкинской поры.
Чтец:
Поля, поля мои родные!
Что я за вас бы не отдал?
Лета, лета мои былые,
Кто с вами счастие умчал?
Цела ли кровля та в долине,
Где я так мирно жил душой?
Цветут ли те дубравы ныне,
Где я гулял не сиротой?
Вон стелется чрез горы, долы
Дорога пыльной полосой -
По ней катит ямщик веселый,
Гудит потеха под дугой.
О, зарасти ты, путь широкий,
Густой ковылью и травой!
Мне не туда несть вздох
глубокий -
Чужбины степи предо мной.
"Поля, поля мои родные…"
1-ый ведущий.
Постепенно возвращается к нам культура церковного пения, пения духовных стихов. Возможно, отзовется чья-то душа и вдохнет в стих Серебрянского былую мелодию, которая трогала души Кольцова, Пушкина, Белинского, жителей Воронежа, Москвы и родной Козловки
.
2-ой ведущий.
Есть поэты, которых мы знаем с детства. Это А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов, и, конечно, наш воронежский поэт Иван Саввич Никитин. Помните услышанное в детские годы?..
Звезды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям
лозняка
От зари алый свет разливается.
"Утро"
3-ий ведущий.
Первый стихотворный сборник Никитина вышел, когда ему уже исполнилось 32 года. Стихи заучивались наизусть, переписывались в изящные, переплетенные в бархат альбомы, в растрепанные тетради из дешевой бумаги. Они читались в гостиных, в трактирах, на домашних вечеринках, и слушатели сидели, завороженные дивной музыкой никитинской поэзии…
Чтец:
Полно, степь моя,
спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки
безлюдной,
Снег пропал, - и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает
,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
"Полно, степь моя,
спать беспробудно…"
1-ый ведущий.
Никитин по-своему сумел увидеть и тонко почувствовать красоту родной воронежской земли. Его тянули к себе поля и леса, полянки и пригорки родных мест. И от необъятной дали с вершины холмов хорошо было на душе. В такие минуты, наверное, и рождались поразительные по искренности, простоте и задушевности стихи. И не случайно, что многие из них становились песней. Всего на слова поэта создано свыше шестидесяти романсов и песен.
Чтец:
Жизнь раскинулась вольною степью…
Поезжай, да гляди - не плошай!
За холмов зеленеющей цепью
Ты покоя найти не желай.
Хорошо под грозою-метелью
Хорошо под дождем проливным
По степям, в бесконечном веселье,
Тройкой бешеной мчаться по ним!
Ну ж, ямщик! Пристегни коренную,
Что насупился? Вдаль погляди!
Что за ширь! Ну-ка песню родную,
Чтобы сердце заныло в груди…
"Жизнь"
2-ой ведущий.
Выдающиеся композиторы Н.Римский-Корсаков, П. Булахов, Р.Глиэр и многие другие вдохновлялись никитинскими строфами, давая им вторую - музыкальную - жизнь. Особенно хорошо известна была песня "На старом кургане, в широкой степи…", положенная на музыку В. Калинниковым. Слова этой песни о рвущемся на волю прикованном соколе никого не оставляли равнодушным.
(Звучит песня "На старом кургане, в широкой степи…" )
3-ий ведущий.
Никитинские "Ехал из ярмарки ухарь-купец…", "Песня бобыля", "Зашумела, разгулялась…" вошли во все песенники второй половины 19 века и начала 20 века и по распространенности могут быть поставлены в один ряд с "Хуторком" Кольцова, "Узником" Пушкина, "Коробейниками" Некрасова.
( Звучит песня "Ехал из ярмарки ухарь-купец" )
1-ый ведущий.
Песни наших земляков волнуют нас и сейчас. Потому что песни эти - о земле, которая нас кормит, о душе русского народа.
Песни Кольцова и Никитина - сама жизнь крестьянства с его бедами и нуждой, буднями и праздниками. Это жизнь наших дедов и прадедов, о которой мы должны помнить.
(Звучит песня Ю.Арнольда на стихи А.Кольцова "Не шуми ты, рожь, спелым колосом".)
2-ой ведущий.
Закрылась наша последняя музыкально- поэтическая страница. Мы отдали дань поэтам, прославившим своим творчеством наш Воронежский край, послушали мелодии, которые поэтические строки наполнили неповторимым звучанием.
Спасибо поэзии! Спасибо музыке! До новых встреч!
Литература.
Воронцов Ю. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Воронеж, 1994.
Кораблинов В. Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина. Воронеж, 1976.
Кольцов А. Стихотворения. М., 1986.
Никитин И. Избранные произведения. Воронеж, 1972.
Песни на стихи А.В.Кольцова. Воронеж, 1969.
Серебрянский А. Дни нашей жизни. Воронеж, 2001.