МОУ Озерская СОШ
Диктанты с тестовыми заданиями
9 – 11 класс
(1)Радость у человека может вызвать
большое событие и незначительный случай, мимолетное слово, звук, тишина, цвет
неба, форма резного наличника на окне мелькнувшей по дороге избы…
(2)Сегодня я бросил рюкзак и присел на ворох
нанесенных ветром в лощину листьев.
(3)Около
самого уха дребезжала погремушка кузнечика. (4)Запоздало серебрились шары
одуванчиков. (5)Клен, вязы, дикая груша освещали поляну красным и желтым
светом. (6)
Разворошенные
листья источали запах вина. (7) Красные сережки семян неподвижно висели на
облетевшем кусте бересклета. (8) Все было опущено в тишину и перепутано
паутиной погожего дня. (9) Я услышал шаги. (10) Думал,
идет лесник, косивший у речки осоку. (11) Оглянулся – по листьям прыгает дрозд.
(12) И так резво, небоязливо, что я подумал: сама Радость прыгает по поляне.
(В. Песков)
(109
слов)
Задания к тексту
- Укажите предложение, в
котором используются антонимы.
- Из предложений 1 -2
выпишите слово, образованное способом сложения.
- Выпишите из текста полные
страдательные причастия.
- Из предложения 1 выпишите
подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
- Среди предложений текста
найдите сложное бессоюзное предложение, одна из частей которого является
односоставным определенно-личным. Напишите его номер.
- Среди предложений текста
найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
- Какое из перечисленных слов
употреблено в переносном значении?
1) ворох
2) погремушка
3) лощина
4) бересклет
- Какие из
перечисленных ниже средств выразительности использует автор в этом тексте?
Напишите номера этих средств выразительности.
1) олицетворение
2) анафора
3) метафора
4) экспрессивный
повтор
5)
ряды однородных членов
6) оксюморон
Напишите
сочинение-миниатюру по прочитанному тексту. Согласны или не согласны вы с
автором? Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский
опыт.
Ответы к заданиям
1)
1
2)
мимолетное
3)
нанесенных, разворошенных
4)
может вызвать
5)
11
6)
10
7)
2
Текущий к
Дону Хопер
(1)О летних днях
принято вспоминать, когда на дворе слякоть, когда лужи застекляются льдом и
вот-вот полетят белые мухи. (2) В сентябре посчастливилось мне побывать на
Хопре, который очень люблю, по которому не раз плавал. (3) Хопер – это одна из
самых красивых рек юго-восточной России. (4) Длина ее тысяча с небольшим
километров. (5)Потомок ледяных вод, Хопер течет по равнине, все время петляя.
(6)Мы плыли по
реке, когда по берегам уже виднелись красновато-ржавые пятна вязов, жидкая
предосенняя зелень ясеней. (7) Вода в Хопре была тихой, зеркально-чистой.
(8)Переплывавший
русло выводок кабанов нашей лодки нисколько не испугался. (9)А потом реку
неторопливо переплыл лось.
(10)В небе, набирая
кругами синюю высоту, летал орлан. (11) Что видел он на верху?
(12)Светлую ленту
воды, степь за лесом правого берега, а по левой, низменной стороне, - речные
старицы и блюдца озер. (13) В этих местах Хопер ведет себя особенно вольно. (14)
Сверкающие летом на солнце озера (их тут около восьми сотен)
во время паводка сливаются в одно общее море, оставляя лишь островки суши, на
которых спасаются звери. (15) Тут весной делают остановки птицы, летящие с юга
на север, а в недоступных для человека местах остаются прилетные журавли.
( По В.Пескову)
(168 слов)
Задания к диктанту
- Назовите
способ образования слова ПРЕДОСЕННЯЯ (предложение 6)
- Укажите
тип подчинительной связи в словосочетании ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ.
- Найдите
предложение с распространенным обособленным приложением. Укажите его
номер.
- Найдите
предложения с обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите
номера этих предложений.
- Среди
предложений 5 - 15 найдите предложение
с вводной конструкцией.
Напишите его номер.
6. Найдите
в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Напишите их номера
7. Среди предложений 4 – 13
найдите сложносочиненное предложение, части которого связаны противительным
союзом.
- Какие
средства выразительности использует автор в 1 и 12 предложениях.
Ответы к
заданиям
1) приставочный
2) примыкание
3) 5
4) 5,
10, 14
5) 14
6) 1,
6
7) 15
8) олицетворение, перифраза, метафора
Следы
(1) Следы – немое свидетельство чего-то,
происшедшего недавно или давно. (2) В Монголии находят следы динозавров –
окаменевшая глина их сохранила. (3) А по «горячему», даже невидимому следу,
улавливая лишь запахи зверя, бежит собака. (4) Особо ясное свидетельство
недавно происходившего – следы на снегу. (5) Опытный человек, читая «белую
книгу», безошибочно восстановит картину всего, что было ночью в лесу или в
поле.
(6) Все живое оставляет на снегу след: мышь,
белка, малютка-ласка.(7) По следу можно определить не только, что делали звери
ночью, но и образ их жизни. (8) По следам-черточкам на снегу понимаешь: тут
белка спустилась с дерева поискать спрятанные в сентябре запасы орехов.
(9) Знают ли звери, что оставляют следы, выдающие
их присутствие? (10) Знают. (11) Заяц, прежде чем лечь, делает прыжки в сторону. (12) Расчет у косого
такой: кто преследует зайца, будет распутывать след, а тем временем незаметно
можно улизнуть.
(13) Волки, чтобы скрыть происхождение стаи, ходят след в след. (14) Неопытный
скажет: прошел один волк.
(15) Медведь, готовясь залечь в берлогу,
заботится: это место никем не должно быть замечено. (16) Ложится он чаще в
метельное время, чтобы след занесло.
(17) Следы зимой – большая белая книга.
(
По В. Пескову )
(169 слов)
Задания к тексту
1.Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное
приставочным способом.
2. Из предложений 1 – 4 выпишите все частицы.
3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание
со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
4. Среди предложений 1 – 8 найдите предложения, осложненные
обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
5. Среди предложений 1 – 12 найдите сложное предложение с
бессоюзной связью, одно из которых односоставное неопределенно-личное. Напишите
номер предложения.
6. Среди предложений 9 – 17 найдите сложноподчиненное
предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его
номер.
7. Среди предложений 6 – 17 найдите предложение, которое
связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер.
8. Выпишите из предложений 6 – 13 контекстные синонимы.
Ответы к заданиям
1)
недавно 7) 16
2)
даже,
лишь
8) заяц, косой
3)
окаменевшая глина
4)
3, 5
5)
2
6)
9
Весна света
(1)Сияние солнца в
марте особенное. (2) Весна света – писал Пришвин. (3) В ясный день особенно
хорошо видно, как работает солнце, что оно может и что пока ему не под силу.
(4)Все
приметы марта перед глазами: звенящая синева, белые, похожие на паруса, облака.
(5)Сияние снега такое, что в пору, как в Антарктиде, надеть очки с затемненными
стеклами. (6)Все дали видны. (7)Все краски лесных опушек насыщенны, ярки.
(8)Прислонившись щекой к стволу сосны, чувствуешь тепло. (9)От всех деревьев
это тепло идет, как от печки.(10)Под каждым - ямки
вытаявшего снега. (11)Уронил утром дятел сосновую шишку – к вечеру шишку
можно и не заметить: ушла в снег, «прожгла» в нем ямку.
(12) Синие тени от берез, от изгороди на
деревенской околице, от каждой былинки, торчащей из снега. (13)Художники любят
этот цвет неба, отраженный в тенях. (14)Левитановский
«Март» с разомлевшей на солнце лошадью, с отслужившими зиму санями, с подушкой
снега на крыше, из-под которого льется капель и к ночи замерзает сосульками, -
как раз это время второй половины марта. (15) Об этом времени написал хорошо
Чехов: «Воздух так чист и прозрачен, что если взобраться на голубятню, на
колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края». ( 175 слов )
( По В. Пескову )
Задания к тексту
- Укажите способ
образования слова СИЯНИЕ (предложение1)
- Выпишите из диктанта
слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Укажите
правильную морфологическую характеристику слова НАСЫЩЕННЫ из
седьмого предложения текста.
- Определите тип связи в
словосочетании ПРИМЕТЫ МАРТА (предложение 4).
- Среди предложений 7 –
14 найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите
его номер.
- Среди предложений 1 –
13 найдите такие, которые осложнены обособленными определениями. Напишите
номера этих предложений.
- Среди предложений 1 –
11 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите его номер.
- Какие три из
перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите
номер этих средств выразительности.
1)
гипербола
2)
сравнение
3)
метафора
4)
анафора
5)
парцелляция
Ответы к заданиям
1)
суффиксальный 7) 3
2)
день
8) 1, 2, 3
3)
краткое прилагательное
4)
управление
5)
8
6)
4, 12, 13