Классный
час
«Учимся разрешать школьные конфликты »
Цель: научить детей позитивному решению конфликтных
ситуаций.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять
мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы
одинаково. Послушайте странную индийскую сказку и попытайтесь определить
причину ошибки мудрецов.
Давным-давно в
маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов.
Однажды в город привели слона. Мудрецы
захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его».
– «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо.
Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый
мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул
он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек
нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет,
нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок
слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, —
слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы
ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они
никогда не узнали, как выглядит слон.
Вы, наверное, смеялись, когда слушали эту сказку. В
чем же было дело?
Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать
его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож
слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник
конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают,
как выглядит слон.
2. Беседа.
·
Что означает слово «конфликт» лично для
вас? Попробуйте написать список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний,
связанных со словом «конфликт» в школе.
(Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение,
обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике,
вызов родителей в школу)
·
С кем в школе вы чаще всего конфликтуете? Почему?
·
Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
·
Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство
достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
·
Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
·
Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для
обеих сторон?
3. Работа по группам.
Задание учащимся. “Вспомните конфликтную ситуацию,
случившуюся с вами в школе, опишите ее, проанализируйте ее, предложите свое
решение”.
4. Выступления представителей
групп по результатам обсуждения
Выступление представителей
первой группы.
Два ученика
читают диалог.
- Олег, почему ты подрался с Валерой из 9 класса?
- Я был дежурным по школе, сделал ему замечание. А он стал
оскорблять меня и ударил.
- Валера сказал, что ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я не намерен был терпеть , как он меня обзывает грязными словами. Я должен
был защищаться.
- И поэтому ты его ударил?
- Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики
выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Какие способы
разрешения конфликта вы знаете?
Ученики. Юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс,
анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв
связи
Учитель. Предложите свое решение конфликтной ситуации
Ученики. Мы посоветовали бы Олегу не прибегать к драке.
Надо было проанализировать сложившуюся ситуацию, может, он сам виноват.
Нетактично сделал замечание и вызвал конфликт.
Выступление представителя второй
группы.
«В кабинете математики кто-то изрисовал парту. Учитель
заметил это не сразу, а через несколько дней. Вина пала на меня, т.к. последнее
время я сидела за этой партой. Меня заставили вымыть ее и пригрозили, что вызовут
родителей. Я отказалась мыть. Как решить эту конфликтную ситуацию?»
Учитель. Ребята, вы были в подобной ситуации? Предложите
свое решение.
Ученица. Я бы пошел на компромисс. Просто взял и вымыл
парту, зачем мне конфликт с учителем математики.
Ученик. Я бы провел расследование, нашел виновника и
заставил его убрать с парты свои «шедевры».
Учитель. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в
конфликте, какое у вас настроение?
Ученики: слезы, гнев, расстройство, раздражение, возмущение, страх.
Учитель. А теперь представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Ученики. Скучный, трудноуправляемый, неинтересный, скучный, превосходный
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
Ученики. Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам…
Учитель. Конфликты может привести или к улучшению
климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости.
К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликтов во многом зависит от нашего поведения.
Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Для наиболее удачного
исхода в проблемной ситуации необходимо не только знать стили разрешения
конфликтов, но и владеть ими: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль
приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса.
5. Тест К. Томаса «Стили
разрешения конфликта»
К. Томас выделяет следующие способы управления конфликтами
:
I. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться
удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на
своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это
тип человека, который всегда прав.
II. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе,
полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; это “демократичный стиль”, вы
придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора ищете
решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
III. Компромисс; с самого начала вы готовы уступить, хотя бы
и в чем-то малом.
IV. Избегание, для которого характерно как отсутствие
стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных
целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не
доводить конфликт до открытого столкновения.
V. Приспособление, означающее в противоположность
соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего
противника вы “уничтожаете” добротой, с готовностью встаете на точку зрения
противника, отказываясь от своей.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из
сторон не достигает успеха;
при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление
и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой
проигрывает, или оба проигрывают, так как оба вынуждены идти на уступки; и
только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Как вы думаете, какая модель поведения характерна для
конфликтных людей?
Для неконфликтных?
А теперь попробуйте дать человеку, относящемуся к одному из
этих типов, 3 добрых совета, которые помогли бы ему в общении.
6. Делимся на пять групп и
работаем коллективно по группам.
Упражнение «Подарок»
Инструкция.
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните
свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой
подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И
помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, —
предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим
номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите
всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
7. Рефлексия.
Узнал ли я сегодня что-то новое о себе, что-то полезное
для себя; жалею ли я о том, что пришел сегодня на это занятие; стоит ли
проводить подобные занятия впредь?