Цели урока: формировать умение отличать сложносочиненные предложения
от сложноподчиненных и давать им характеристику; учить правильно расставлять
знаки препинания; формировать умение выразительного чтения сложных предложений.
Повторить основные синтаксические понятия
(предложение, виды предложений по цели высказывания); закрепление навыков
правописания.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Вид урока: урок -практикум
Оборудование: таблица «Сложное предложение», тексты
тестов для каждого ученика.
1.Ход урока
1.Пояснение и запись темы, постановка задач урока.
2.Проверка домашнего задания методом консультации.
3.Словарная работа.
1)Словарный диктант
Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять,
разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение,
сложносочиненное, сложноподчиненное.
2)Словарно – орфографическая работа
Капитан, капитанский.
Капут – голова (глава)
3) Синтаксический анализ предложения, в которое включено
новое слово
Капитаны команд, пройдите, пожалуйста, на сцену.
2.Тренировочные Упражнения
1) Задание:
прочитайте выразительно предложения,
записанные на доске, определите их вид, составьте схемы.
Вот на берег вышли гости, князь Гвидон зовет их в
гости.
Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно
служит.
2) Работа
с учебником
Упражнение 416 (Выразительно прочитайте предложения,
запишите их, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните
грамматические основы, составьте схемы)
Составьте «гнездо слов» с корнем -вяз- (увязать, отвязать, вязать,
вязальщица….)
Составление предложений по картине К. Юона «Русская
зима».
Синтаксический разбор данных предложений.
3. Комментированное письмо
Новый год- самый лучший праздник. Наша елочка
украшена сверкающими шарами,
яркими хлопушками, блестящей мишурой. Дед Мороз
приготовил каждому подарок, и в нем ты найдешь все самое вкусное: конфеты,
шоколадки, мандарины, яблоки. Если
в новогоднюю полночь ты загадаешь желание, оно
обязательно исполнится. Под бой курантов все говорят друг другу: «С Новым
годом, друзья!»
4.Тестовый контроль
(Задание дифференцированное: каждый ученик получает
бланк с тестом, в котором пропущены запятые. Тест в конце урока сдается
учителю.)
1.Укажите номера простых предложений
1)Чтение- мое любимое занятие.
2)Мне нравятся разные книги: детективы, энциклопедии,
фантастика.
3)Я подхожу к книжным полкам, чтобы выбрать нужное
произведение.
4)Бережно обращайтесь с книгами, и они откроют тебе
много нового, интересного и полезного.
5)Женя увидела штурвальное колесо и с силой
повернула его
2. Укажите сложные предложения
1)Осенние листья темнеют теряют свои яркие краски
2)Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал
одинокий лист лопуха
3)На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она
стог сена
4)В лугах печально кричат ночные птицы белая звезда
печально переливается над рекой
5)Листья пожухли и шуршат при ветре
5
Орфоэпическая пятиминутка
Звонить, звонишь, не жил, стаканы, крапива, щавель,
торты, приняли, клала, красивее
6.Домашнее задание. Упражнение 419 (Спишите
предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы)