Выньте Бунина из русской
литературы, и она потускнеет,
лишится живого радужного
блеска
и звездного сияния его
одинокой страннической души.
М.Горький
Есть такие места, можно
сказать. Заповедные и таинственные, где зреет то прекрасное и необычное, что
называется «русским чудом». Орловщина…
Именно здесь прошли детство и
творчество писателя И.Бунина.
«Деревни, в которой он
начинал познавать мир, сегодня нет. Стоит лишь памятный столбик, означающий,
что деревня была.
Усадьба Буниных и жилой
дом были совсем небольшими, но для младшего сына в семье, впечатлительного
Вани, это место навсегда сохранило очарованье. Оглядываясь на прожитое, уже в
Париже он написал: «Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба
среди них…
Зимой безграничное снежное
море, летом – море хлебов, трав, цветов…И вечная тишина этих полей, их загадочное
молчание…»
Центром вселенной для
юного Ванечки стала также деревня Озерки, куда семья Буниных переселилась со
смертью бабки (по матери). Окружающий мир был тут все тот же – поля,
подходившие к порогу именья, просторное небо, колыханье хлебов, ласточки, крики
перепелов, старинный помещичий дом, хозяйство, сад, пруд».
Еще мальчиком (в 14 лет),
он написал, испытав одиночество вдали от отцовского поместья:
За Ельцом есть село,
Что Озерками звать.
На крутом берегу
Перед прудом большим
Все любуется в нем
Старый дом наш большой.
Там отец мой родной
Меня манит рукой.
Там сестра, там мой
брат,
Там все милые мне.
«1884»
Мое родное село, по
счастливой случайности, тоже носит название Озерки. Это совпадение и заставило
меня впервые перелистать томик стихов И.Бунина, полюбить его поэзию и написать
свое первое в жизни исследование на тему «Судьба русской усадьбы в поэзии
Бунина».
_____
1. Песков В. Бунинские
места.// Комсомольская правда. -2002. № 179.
Дворянская усадьба, родовое гнездо. Естественно, что
эта тема не могла не отразиться в русской литературе. Описание усадьбы мы можем
встретить у Пушкина в «Евгении Онегине», у Гоголя в «Мертвых душах», у Гончарова
в «Обломове», у Толстого в «Войне и мире», у Тургенева в «Дворянском гнезде», в
лирике многих поэтов XIX – начала XX вв.
Авторское отношение к
жизни и быту провинциального дворянства было очень разным. Для поэта И.Бунина,
думается, в большей мере характерно ностальгическое чувство по отношению к
усадьбе, ее традициям и культуре. Ностальгия окрашивает стихотворения в
грустные, лирические тона, напоминая о былом расцвете, семейных традициях.
Иногда мы находим отзвуки из литературных произведений XIX в.
Так в стихотворении
«Высокий белый зал, где черная рояль…» Бунин описывает ревность молодой княжны
к ее сестре, для которой «…лицеист, с кудрявой головой / И с краской на лице,
горячею и смуглой», пишет в альбом свои стихи.
Глаза княжны не сходят с бурных
нот,
Но, что гремит рояль, - она
давно не слышит,-
Весь мир в одном: «Он ей в
альбоме пишет!»
И жалко искривлен дрожащий,
сжатый рот.
Портретные, биографические
детали (кудрявая голова, смуглое лицо, лицеист) воссоздают образ юного Пушкина
в контексте усадебного мира, столь любимого поэтом и воспетого им во многих
произведениях, особенно в 1830-е гг. Реминисценция из «Евгения Онегина» об
альбомах провинциальных барышень (гл.4) указывает не только на преемственность
бунинской лирики по отношению к классической традиции, но и на такую
особенность восприятия усадебного мира, как двуплановость, ярко выраженную
соотнесенность с предшествующей усадебной культурой (прежде всего поэзией).
Во многих стихотворениях
И.Бунина звучит грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах: «В гостиную,
сквозь сад и пыльные гардины…», «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «В
столетнем мраке черной ели».
Нам тогда – тебе шестнадцать
было,
Мне
семнадцать лет,
Но ты помнишь, как ты отворила
Дверь
на лунный свет?
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
У меня от нежности и боли
Разрывалась грудь…
Если б, друг мой, было в нашей
воле
Эту ночь вернуть!
(«Тихой ночью поздний месяц вышел»)
Сходный мотив звучит и в
стихотворении «Ту звезду, что качалася в темной воде»:
В то селенье, где шли молодые
года,
В старый дом, где я первые
песни слагал,
Где я счастья и радости в
юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда,
никогда.
Но тем ближе, дороже для
поэта конкретные реалии усадебного быта. Семейные предания и традиции:
Могильная плита, железная
доска,
В густой траве врастающая в
землю,-
А мне печаль могил понятна и
близка,
И я родным преданиям внемлю.
(«Могильная
плита»)
Воспоминания о жизни
близких в их родных имениях – один из наиболее характерных мотивов в поэзии
Бунина.
Нередко воспроизводятся
мельчайшие детали обстановки барского дома, внешность, костюмы, подробно
описывается, как они проводили время, из чего складывался их быт:
Вот этот дом, сто лет тому
назад,
Был полон предками моими.
И было утро, солнце, зелень,
сад,
Роса, цветы, а он глядел живыми
Сплошь темными глазами в
зеркала
Богатой спальни деревенской
На свой камзол, на красоту
чела,
Изысканно, с заботливостью
женской
Напудрен рисом, надушен…
(Бунин. «Дедушка в молодости»)
Приметы усадебного быта
находим в таких стихотворениях, как «Дядька», «Наследство», «На Плющихе»,
«Кружево», «Дворецкий», «Проснусь, проснусь – за окнами, в саду…»
Пол мягко устлан – коврики,
попоны…
Все старомодно – кресла,
туалет,
Комод, кровать… В углу на юг –
иконы,
И сколько их в божничке – счету
нет!
(«Наследство»)
Лирический герой
признается в том, что ему близки и дороги все предметы, окружающие его в
усадебном доме:
Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип,
Звенящей люстры серый кокон
И половиц прогнивших скрип
Люблю неясный винный запах
От шифоньерок и от книг
В стеклянных невысоких шкапах,
Где рядом Сю и Патерик
(«Люблю цветные стекла окон»)
Здесь в усадьбе, у
лирического героя проявляются лучшие личностные свойства, чему способствует
окружающая обстановка: и круг общения, и чтение книг из домашней библиотеки, и
пейзаж.
В нем живут и любовь к
матери:
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел – хранитель над тобой!»
(«Матери»)
И память к дворовым:
Мир вам, в земле почившие! – За
садом
Погост рабов, погост дворовых
наших.
Две десятины пустоши, волнистой
От бугорков могильных. Ни
креста,
Ни деревца…
(«Пустошь»)
Поэтика усадьбы имеет
несколько ключевых примет, без которых она теряет свое содержание. Кроме дома –
белой, ветшающей усадьбы, обязательно должен быть сад с прудом или рекой,
липовая или березовая аллея, скамейка и лес вдалеке за полем.
У Бунина описания
усадебного сада окрашены вдохновенным лиризмом. Красота и гармония царят в
природе и в душе лирического героя, воспринимающего этот пейзаж:
Еще усадьба спит…В саду еще
темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое
окно,
Весенним ароматом напоенный…
(«Бледнеет ночь…»)
«По части красок, звуков и
запахов, - «всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного,
вещественного, из чего создан мир,» предшествующая и современная ему литература
не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей,
деталей, оттенков».
В стихотворениях Бунина,
посвященных усадьбе, речевых средств, воссоздающих разные проявления
чувственного восприятия:
- фиксируется многообразие
прилагательных со значением цвета: «тополь матово-зеленый», «красным пламенем
настурции горят», «желтые ржи», «темная заря»…
- обозначаются разнообразные
запахи: «воздух…весенним ароматом напоенный», «пахло жаркою крапивой…», «пахнет
сыростью весенней…»
- даются звуковые
характеристики: « скрип прогнивших половиц…», «дом окружен зловещим гулом…»,
«таинственный, коварный, чуть слышен треск…»
А сколько эпитетов находит
Бунин для слова «сад»!
Сад заглохший, мокрый,
поблекший, серый, потемневший, тихий, голый…
Стихотворения Бунина об
усадьбе свойственны живопись, импрессионистичность, вдохновенная эмоциональность
и поэтичность чувств:
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
(«О
радость красок»)
На рубеже XIX –
XX вв. в литературе все чаще пишут о гибели культурных
традиций поместного дворянства. Упадок и разрушение становятся лейтмотивом
таких стихотворений Бунина, как «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…»,
«Проснулся внезапно, без причины», «Запустение»…Но фон запустения и забытости
преодолевается поэтизацией прошлого, живущего в памяти культуры. Обратимся к
стихотворению «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины». Такие детали
интерьера, как «ветхие ковры и выцветший паркет», «рухлядь, тлен: повсюду
паутины,/ Все двери заперты… И так уж много лет», выступают как антитеза по
отношению к деталям, связанным с темой расцвета усадьбы:
Струится из окна веселый летний
свет,
Хрустальным золотом ложась на
клавесины.
_________
2 Твардовский А.Т. О Бунине
// Бунин И.А. Собр.соч.. Т.1. – с.30.
Контрастность двух
однообразных рядов, связанных поэзией усадебных гнезд, с одной стороны, и с их
увяданием и запустением в нынешнее время – с другой, поддерживается и таким
приемом, как звукопись. На ассонансе построена первая группа образов, где
«поются» гласные «а» и «е» (ударные в словах «из окна», «хрустальным», «ложась»,
«летний», «свет»), на аллитерации – вторая группа, где повторяются глухие
согласные «г», «х», «т», «п», (в словах «ветхие», «паркет», «рухлядь», «тлен»,
«паутины»).
Происходят трагические
перемены в жизни нашей страны и всего народа. Дворянская усадебная культура, мы
знаем, тоже уничтожается. Восставшие крестьяне разоряют поместье Бунина.
Именно поэтому у поэта
усиливается мотив прощания с усадебной жизнью и культурой, и это прощание
осознается драматически, а порой трагически, как утрата корней и духовного
сиротства.
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда немого запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из
окна
Засохший сад. Над домом реет
тленье…
(«Запустенье»)
В последний раз в родные
места Бунин приехал в 1917 году, когда большая беда уже тучей накрыла Россию.
Полный тревожных предчувствий, наблюдая пожары в дворянских усадьбах, Бунин с
особым чувством вглядывался во все, что было дорого его сердцу. Возможно часом
прощанья исторгнуты строки бессмертных стихов:
И забуду я все – вспомню только
вот эти
Полевые пути меж колосьев и
трав –
И от сладостных слез не успею
ответить,
К милосердным Коленам припав.
А мне мистически все
кажется, что и ныне душа его, покружившись над парижским поместьем, прилетает
на Орловщину и тоскует там над родовыми гнездами в Каменке, Бутырках, Озерках.
Список используемой литературы
1. Альманах ВООПИК «Мир
русской усадьбы»
«Памятники Отечества».
1992.
2. Бунин И.А. Стихотворения и
переводы. «Современник». М., 1985.
3. Бабореко А.К. И.А.Бунин.
Материалы для биографии. Изд. 2-е. М., 1983.
4. Гончаров Ю. Предки Бунина.
Центрально-Черноземное книжное
издательство. Воронеж,
1992.
5. Ласунский О. Литературная
прогулка по Воронежу. «Логос». Воронеж, 1993.
6. Слицкая О.В. О природе
бунинской «внешней изобразительности».
Русская литература. 1994.
№ 1