Л.В.Глотова
МОУ Озерская СОШ
Урок внеклассного чтения
"В гостях у воронежских сказительниц"
( 5 класс )
Вид урока: повторительно-обобщающий урок с применением групповой формы работы.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
Повторить и обобщить полученные знания о сказке как фольклорном жанре на примере творчества воронежских сказительниц А.К.Барышниковой и А.Н.Корольковой.
Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
Развитие у школьников устной диалогической и монологической речи, навыков выразительного чтения.
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Задачи:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, чувство любви к своей малой родине, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
Развивающие: развивать артистические способности детей, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать.
Предварительная подготовка: за две недели до проведения урока учащиеся были поделены на 5 групп:
биографы.
литературоведы-исследователи.
артисты.
художники- оформители.
ведущие-сценаристы.
Задания группам
Подготовьте работу по представлению воронежских сказительниц А.К.Барышниковой и А.Н.Корольковой. (Выставка книг, портреты, краткий биографический рассказ).
Приготовьтесь выразительно рассказать свою любимую сказку из сборников воронежских сказительниц.
Выучите наизусть стихотворения, подготовьте инсценировки сказок.
Подготовьте выставку рисунков на тему "Мир сказок".
В период подготовки к уроку учитель дает учащимся индивидуальные консультации.
Оформление: портреты А.К.Барышниковой, А.Н.Корольковой; выставка книг воронежских сказительниц; рисунки детей к сказкам.
Эпиграф к уроку:
…В сказке все есть. Если это мудрая народная сказка.
Она воспитывает прилежание, любовь - к матери, к родине.
Сказки не развлекают - они учат.
В.Распутин
Ход урока.
1. Организационный момент
Сегодня мы завершаем большую работу по теме "Русские народные сказки" и проводим необычный урок, где каждый из вас проявит себя в новом качестве: выступит в роли литературоведа -исследователя, биографа, артиста, ведущего или художника.
2. Вступительное слово учителя.
"Жили-были старик со старухой…", "Жили-были кум с кумой - волк с лисой…", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…"
Русские сказки… Кто в детстве не заслушивался ими? Кто не ждал с нетерпением того сумрачного часа, когда, освободившись от дневных забот и хлопот, бабушка или мама не произнесут это желанное "Жили-были…"
В долгие зимние вечера рассказывала сказки А.С.Пушкину его няня Арина Родионовна.
С благодарностью вспоминал ключницу Пелагею, "которая была великая мастерица сказывать сказки", известный русский писатель С.Т. Аксаков - автор сказки "Аленький цветочек".
На всю жизнь запомнил бабушкины сказки Алексей Максимович Горький. Он был покорен умением бабушки рассказывать их. " Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонившись к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет…" - вспоминал писатель.
Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители - многие и многие безымянные сказители. Талантливый сказитель - это и знаток сказок, и соавтор, и настоящий актер одновременно.
Много было сказительниц и на нашей воронежской земле, но мы сегодня отправимся в гости к самым выдающимся из них - к Анне Куприяновне Барышниковой и Анне Николаевне Корольковой. К сожалению, их уже нет в живых, но зато живут и здравствуют сказки, созданные ими. Они и пригласили нас сегодня на свой урок.
Запись темы урока. Чтение эпиграфа.
- Какие качества народной сказки отмечает писатель В.Распутин?
( Сказка учит добру, воспитывает прилежание, любовь к матери, к родной земле ).
- Ребята, чтобы открыть волшебную дверь в мир сказок, надо предъявить билет, а входным билетом на урок станут ваши знания по теме "Сказка". (Учитель задает учащимся вопросы и вручает за правильный ответ или дополнение к ответу красочные бумажные билетики. Важно, чтобы никто не остался без билета. )
Предъявляем входной билет. (Беседы по вопросам).
Что такое сказка?
(Один из основных видов устного народного творчества. Сказка - художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера).
Когда возникли сказки? Почему они называются народными?
(Сказки возникли еще в глубокой древности. Над их созданием трудились сотни, тысячи людей, поэтому они называются народными сказками).
Как сказки дошли до нас?
(Сказки передавались из века в век, от поколения к поколению).
Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры.
(Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные и социально-бытовые).
Какие традиционные элементы входят в сказку?
( Нередко сказки начинаются с присказок. Их назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки. Традиционным элементом сказки является зачин. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Сказки имеют и своеобразные концовки. Они подводят итог развитию сказочного действия ).
3.Отчет групп
Слово ведущим.
Первый ведущий. Начинаем наш урок "В гостях у воронежских сказительниц". Вашему вниманию предлагается инсценировка сказки "Как солдат из боронного зуба кулеш варил".
Инсценировка сказки А.К.Барышниковой "Как солдат из боронного зуба кулеш варил".
Слово биографам.
Эта сказка из сборника "Сказки бабушки Куприянихи". Бабушкой Куприянихой ласково называли замечательную сказительницу из Семилукского района Воронежской области Анну Куприяновну Барышникову (1868 - 1954). Ее деда с семьей местный помещик выиграл в карты и привез на жительство в деревушку Чуриково. Отец писательницы был пастухом. Но, несмотря на тяжелую долю, оба, и дед и отец, были балагурами-весельчаками, знали много сказок, и, может быть, передалось Нюре это умение самой сочинять различные фантастические истории. Нелегкой была судьба у Анны Куприяновны: ей одной пришлось поднимать на ноги пятерых детей. С 1925 года, когда на Барышникову обратили внимание собиратели фольклора, начали публиковать ее истории и сказки в печати. Признав талант " бабушки Куприянихи" как рассказчицы-сочинительницы, ее принимают в Союз писателей и награждают орденом Трудового Красного Знамени.
Слово учителя.
Ребята, вы посмотрели инсценировку сказки А.К.Барышниковой. Пользуясь антрактом, я хотела бы взять у вас интервью.
Понравилась ли вам сказка?
А игра наших артистов?
Что высмеивает автор в своей сказке?
Встречались ли вы с подобным сюжетом? Как объяснить то, что сказки имеют одинаковый сюжет?
(В результате коллективного творчества сказка изменялась, дополнялась новым содержанием. Поэтому часто одна и та же сказка имеет разные варианты).
Интересным ли был рассказ биографов? Какие факты из жизни воронежской сказительницы запомнились?
Слово ведущим.
Второй ведущий. Продолжаем наш урок. Сейчас вы посмотрите инсценировку сказки "Чья лень больше" из сборника "Ковер-самолет" нашей воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой.
Инсценировка сказки А.Н.Корольковой "Чья лень больше".
Выступление биографов.
Родилась Анна Николаевна в селе Старая Тойда Аннинского района Воронежской области. Детство, обычное для детей из бедной крестьянской семьи. И было ли оно? В услужение к богатым людям отдали ее с девяти лет. Присматривала за хозяйскими ребятишками, ходила за скотиной, убирала, стирала, сидела за прялкой, работала в поле. Подросла - стали ее приглашать на семейные торжества, где она пела для гостей, рассказывала им сказки. Была неграмотной, а читала хорошо. Сама выучилась.
У многих народов есть красивые сказки. Но такую образность с использованием народной обрядности, как в сказках А.Н.Корольковой, встретишь редко.
Не зря же мудрые японцы издали ее книжку на своем языке, чтобы их дети приобщались к русскому фольклору.
Слово учителя.
Ребята, сумели ли артисты передать черты характера своих героев?
К какому типу сказок относится сказка "Чья лень больше"? Обоснуйте свой ответ.
( К социально-бытовым сказкам. В это сказке высмеиваются недостатки людей: лень, глупость).
С интересом ли вы слушали выступление биографов? Что поразило в рассказе о жизни А.Н.Корольковой?
Привлекательны сказки и речью сказочников. Где сказка, там и прибаутка, там и яркое, меткое слово, пословица, поговорка, сравнение… - то, что украшает речь, делает ее образной, запоминающейся.
Выступление группы литературоведов - исследователей.
Рассказчики сказок любили начинать сказку с шутливых присказок, зачинов, а
кончать - веселыми концовками
( Учащиеся зачитывают примеры, которые подготовили выполняя задание к уроку)
.
Присказки и зачины из сказок
А.К.Барышниковой
1) "В некотором царстве, в некотором государстве снег горел, соломой тушили,много народа покрушили, но тем дела не решили"
2) "В некотором царстве,в некотором государстве жили да были три брата-охотника".
А.Н.Корольковой
1) "Это было давно-давно, еще при царе Горохе,
когда люди ели хлеба крохи, кваса не пили, а
браги совсем не варили"
2) "Правда или нет, рассказывал сосед…"
3) "В некотором царстве, в некотором государстве
не помню когда и в какие года, на пригорке у
реки собирались старики…"
Концовки из сказок
А.К.Барышниковой:
1) "А он, не будь глуп, взял валенки да тулуп, только его и видели".
2) "Я у них была, чай пила. Они за мной ухаживали, меня углаживали, а я им сказки сказывала".
3) " Все у них хорошо. Письма мне пишут,только я что-то тех писем не получаю".
А.Н.Корольковой:
1) "Я там была, пела, плясала, что услыхала,
то и вам рассказала".
2) "Так это и было: коза волка утопила.
Сказка эта для детей, рассказывай, бабушка,
веселей!"
3) "Не знаю, так ли было или нет, а кто
читал сказку - всем привет".
Рифмовки из сказок
А.К.Барышниковой:
1) " -Кум, не это, а то!
Вынес ему мужик долото".
2) "Нажил я плешь, а не научился варить по-солдатски кулеш".
3) "С тех пор взялись они за дело, все у них в руках закипело".
А.Н.Корольковой:
1) "…сидит девица-краса, два аршина коса".
2) "Люди в этом княжестве… скот разводили, друг к дружке в гости ходили".
3) "Рос он, как молодой клен, развивался и уму-разуму набирался".
Слово учителя.
- Что нового, яркого в языке сказок заметили наши литературоведы- исследователи, читая создания наших воронежских сказительниц? Дайте оценку их работы?
( Учащиеся отмечают необычные присказки, зачины и концовки, приведенные литературоведами, смешные рифмовки, пословицы и поговорки.)
Слово ведущим.
Первый ведущий.
Рассказывает сказки не всякий. А чаще всего тот, кто владеет словом, искусством рассказчика. С восхищением говорил о сказительском искусстве своей няни А.С.Пушкин:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала.
И куда разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Эти пушкинские строки можно отнести и к нашей воронежской сказительнице А.Н.Корольковой. Голос у нее, по воспоминаниям знавших ее, был приятный, певучий, а Бог дал такой тембр, что хочется слушать и слушать. Сказки она рассказывала всегда так, как "раньше старые люди рассказывали", стараясь сохранить в них самобытность и назидательность.
Второй ведущий.
А вот как описывает искусство сказочного рассказа в стихотворении "Сказка" поэт 20 века Сергей Островой:
Сказки надо рассказывать ночью,
Под мохнатые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочью,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
От беды, от вороньего карка
Уходила б судьба стороной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом,
Хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь…
Первый ведущий.
Предлагаем вашему вниманию послушать сказки воронежских сказительниц в исполнении наших лучших рассказчиков.
( С детьми лучше подготовить небольшие по объему сказки. Например, из сборника "Ковер-самолет" А.Н.Корольковой можно взять сказки "Все золотое", "Судьба", "Колобок", "Небылица", а из сборника "Сказки бабушки Куприянихи" - "Глупая барыня", "Как дьяка медом угощали", "Золотой перстенек" )
Конкурс рассказчиков. ( Звучат сказки А.К.Барышниковой и А.Н.Корольковой в исполнении учащихся.)
Подведение итогов конкурса рассказчиков.
Подведение итогов конкурса рисунков " Мир сказок".
4. Анализ работы групп. Выставление оценок.
5. Заключительное слово учителя.
Все когда-нибудь кончается. Подошел к концу и наш урок. Он позволил нам поближе познакомиться с именами замечательных сказочниц земли воронежской А.К.Барышниковой и А.Н.Корольковой.
Самые разнообразные сказки создали они: волшебные, бытовые, сатирические, про животных и птиц. Но все они воспевают трудолюбие, верную любовь, смекалку, любовь к природе и родине. И обязательно учат добру.
Литература.
Барашков В. А как у вас говорят? М., 1986
Барышникова А. Сказки бабушки Куприянихи. Воронеж, Ц.-Ч. кн. издательство, 1987.
Елецких В. От великого до смешного. Воронеж, 1998.
Королькова А. Ковер-самолет. Воронеж, Ц.-Ч. Кн. издательство, 2003.
Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.