Цель заседания:
- Обобщить
знания учащихся о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
- Выявить
отношение старшеклассников 21 века
к творчеству и личности А.П.Гайдара.
- Развивать
познавательный и читательский интерес.
Предварительная
подготовка.
За две недели до занятия кружка ученики получили задание:
- Прочитать
произведения А.П.Гайдара.
- Найти
материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Оформить его в виде письменных сообщений, докладов.
- Сделать
иллюстрации к понравившимся произведениям.
Оборудование:
Портрет А.П.Гайдара, выставка книг писателя, фонограмма с песней «Гайдар шагает
впереди», высказывания известных людей о Гайдаре.
Ход заседания.
Тихо звучит
фонограмма песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова
«Гайдар шагает впереди»
Вступительное слово
руководителя кружка.
До сих пор в нашем сознании образ Гайдара был связан с
известной его характеристикой:
Боец,
писатель, большевик
И гражданин
Гайдар.
В этом масштабном
определении, казалось, отмечено все, кроме, может быть, самого главного: Гайдар – это личность. Цель нашего заседания:
попытаться по-новому взглянуть на жизнь и творчество писателя. Итак, тема
нашего заседания «Гайдар. Эпоха. Мы»
Выявление знаний о
жизни и творчестве А.П.Гайдара.
-Что вы знаете о жизни писателя?
Учащиеся делятся друг с другом своими знаниями, добавляя
ответы товарищей.
(Материал для выступлений можно взять в
книге Б.Комова «Аркадий Гайдар. Биография»,из
воспоминаний хорошо знавших его людей).
- Ребята, а известно
ли вам, что однажды судьба забросила Гайдара
и в наш Воронежский край?
Выступление учащегося
с сообщением «Аркадий Гайдар: 13 дней службы в Воронеже»
(По статье Н.Дувановой.
Газета «Молодой коммунар» 19. 05. 1998год)
Основные положения
статьи.
«В марте 1921 года А.Гайдар прибыл в Воронеж. Первый его
приказ от 12 марта гласил: «Согласно приказанию Командующего округом от 11марта
за№30 сего числа я вступил во временное командование 23-м полком».
В этой должности
Гайдар пробыл недолго – всего лишь 13 дней, но это были дни насыщенной, сложной работы…
Части 23-го полка
были разбросаны по всему Воронежу и пригородам. Три батальона располагались в Чижовке, в так называемых чижовских
казармах…Остальные три- в Раевских, Крыжовских и Синицынских
казармах. Полк Гайдара формировал маршевые роты и батальоны для действующей
армии…
В 23-м полку не
было ни одного бойца, а тем более командира моложе 20 лет. Аркадий Голиков
оказался самым юным в полку…»
- Что поразило вас в
биографии писателя?
Обмен мнениями.
- Скорость жизни. В
14 лет был принят в партию. С боями
прошел все фронты гражданской войны. В 15 лет командовал ротой, а в семнадцать
– полком. Двадцать лет от роду был уволен в запас в должности командира полка.
Это был самый молодой полковник в мире.
- Шесть
лет довелось повоевать Голикову-Гайдару. После окончания Гражданской войны
участвовал в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине.
При этом Аркадий Петрович впервые применил тактику так называемых “прощеных
дней”, которую ныне уже неоднократно использовали российские силовики в Чечне.
Оповещал народ о том, что такого-то числа всякий мятежник, добровольно
явившийся к нему с повинной и пообещавший не участвовать больше в выступлениях
против советской власти, будет отпущен на все четыре стороны. (Как считают
исследователи, таким образом удалось спасти от
уничтожения более 6000 человек.)
- Демобилизованный из армии в двадцать, Гайдар , несмотря на
тягчайшие медицинские противопоказания,
- в тридцать семь невероятным усилием вернул себя в армию. К пулемету. К
родному пороховому запаху.
- Гайдар был удивительным человеком. В воспоминаниях его
сына Тимура я прочитал о том, как Аркадий Петрович дарил незнакомым людям
воздушные шарики. Вот как Тимур об этом пишет.
«Хорошим весенним
днем он шел по московскому бульвару опять при деньгах и в отличном настроении.
Увидел продавца воздушных шаров, купил сначала один шарик, а потом, подумав,
всю связку… Но
если по бульвару идет человек с пестрой кучей воздушных шариков. За кого его
примут прохожие?
- Почем шарики?
- Не продаются.
- Мне голубой, пожалуйста!
- Не продаются…
- Шары почем, гражданин?
Долго так,
естественно, продолжаться не могло. Симпатичным покупателям Аркадий Гайдар
начал раздавать шары бесплатно. Несимпатичным – отказывал».
- Гайдар очень любил детей, умел быстро находить с ними
общий язык. В одном пионерском лагере ребят учили плавать, а он – не тонуть.
- Гайдар много раз рисковал жизнью. В частности, в том
случае, когда отдал в газету "Пионерская
правда" свою повесть "Судьба барабанщика". Это произведение - о
несправедливо осужденном человеке, который доказал свою невиновность. Кому- нибудь повесть могла очень не понравиться - и куда бы попал
писатель, рассказавший о репрессированном?..
Обсуждение
прочитанных книг.
-А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете?
-Что из этих произведений прочитали? Ваше мнение?
- Какие произведения писателя вам понравились больше и
почему?
Дети делятся
впечатлениями о прочитанном, комментируют свои
рисунки к произведениям, читают понравившиеся эпизоды.
Руководитель кружка:
Ребята, я хочу привести вам такие факты,
о которых сейчас стараются не вспоминать. Да, Гайдар был писателем –орденоносцем, его книгами зачитывалась советская
детвора. Но «Военной тайне» многие
критики отказывали почти во всех
литературных достоинствах.
Публикация
«Тимура и его команды» в «Пионерской правде» (была такая газета для школьников)
была приостановлена… О «Тимуре» рецензенты писали:
«Писатель уводит внимание ребят от учебного процесса», а о «Военной тайне»:
«Средняя книжка о советских детях, тепло написанная, с большими литературными
недостатками». Маршак сказку о Мальчише назвал
«отвратительным Мальчишом».
Тяжелый удар
постиг и «Судьбу барабанщика» - верстку готовой повести сняли с производства.
Время было
суровое, и нам еще предстоит узнать, почему эта история закончилась все-таки
хорошо.
ДИСКУССИЯ
- Нужен ли Гайдар теперешним мальчишкам и
девочкам?
Обмен мнениями.
- Да. Он не сюсюкает, ведет с юными читателями прямой,
честный и откровенный разговор.
- Многие политические
оценки А.П.Гайдара устарели, но сам дух
его повестей не устареет никогда. Убирать
его книги с полок библиотек нельзя.
- Гайдар учит любить свою страну, людей, ценить дружбу.
- Писатель пробуждает в душе добрые чувства. Ответственность
за других.
-Чем Гайдар ценен для
нынешнего поколения детей и подростков?
Мнения
ребят.
- Сейчас не с кого брать положительный пример. У Гайдара есть такие герои.
- В его произведениях герои совершают поступки, на которых
можно учиться.
-Гайдар был бесстрашен и на войне и в книгах. Еще в детстве, разбив окно или совершив
какой-нибудь другой проступок, он сразу признавался. Чтобы не расстраивать
мать.
В своих книгах он
доказал то же самое – лучший способ воспитать настоящего человека: научить
говорить правду.
- Жаль, что в школе мы не изучаем сейчас Гайдара.
- Да и тимуровское движение позабыто.
Руководитель
кружка: - Когда-то из небольшой повести «Тимур и его
команда» родилось и вошло в нашу жизнь замечательное тимуровское движение. Оно
охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились
о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в
помощи.
-Можно ли согласится с утверждением, что тимуровское движение сейчас
позабыто?
- Моя мама была тимуровкой. Она много мне рассказывала о
том, как они помогали ветеранам войны, престарелым людям. Она и сейчас
продолжает свою «тимуровскую работу»: заботиться о нашей больной соседке.
- В нашей школе мало
кто знает о тимуровском движении, хотя мы тоже иногда под руководством классных
руководителей занимаемся благотворительностью.
Руководитель кружка:
-Выслушав ваши мнения, я поняла, что просто гайдаровская
идея переросла рамки пионерского отряда и стала достоянием людей постарше. Тех,
кто сегодня реставрирует памятники, собирает игрушки для детских домов,
ухаживает за стариками, приводит в порядок наши подъезды, улицы, очищает от
мусора леса…
Одним детям не
справиться со всеми этими проблемами, но включиться в это взрослое тимуровское
движение мы с вами должны. Тогда бы и отпала необходимость в такой профессии,
как социальный работник.
Заключительное слово руководителя кружка.
Вот и подошло к
концу заседание нашего литературного кружка, посвященное жизни и творчеству
А.П.Гайдара. В своих книгах прекрасный
стилист, чуткий психолог и мастер портретных зарисовок писатель учил читателей
чувствовать радость нашей жизни, ставил перед нами вопросы о гражданском долге,
о нравственном выборе, о подвиге. Он
остался в детской литературе писателем с удивительной совестью, совестливостью.
Хочется верить, что добрые семена его книг дадут новые хорошие всходы.
(Далее в исполнении одного из учеников звучит стихотворение,
написанное преподавателем Борисоглебского пединститута Евгением Порошенковым)
Как у него в «Р.В.С.»
Помню, как я прочитал сообщение-
Будто жестокий удар-
Где-то на фронте в одном из сражений
Пал беззаветно Гайдар.
Плачет мальчишка, уткнувшись в ладони,
Выпала книжка из рук.
Сердце недетскою горестью стонет-
Умер наставник и друг.
И взор у подростка слезой затуманен,
Но все же надеждой блестит.
Может, не умер, может быть, ранен,
Где-то забытый лежит…
Только б другие мальчишки узнали!
Мало ли было чудес…
Мало ли красных мальчишки спасали,
Как у него в «Р.В.С.»
Долгие годы горели сраженья,
Словно огромный пожар;
Все это время я ждал сообщенья:
«Жив наш Аркадий Гайдар».
Используемая литература.
Добровольский А. «Властелин детства»// Московский
комсомолец. 2004. 22 января
Емельянов Б.А. Рассказы о Гайдаре. М., 1972.
Камов Б.Н. Обыкновенная биография
(Аркадий Гайдар). М., 1971
Котов М. и Лясковский В. Гайдар на
войне. М., 1971.