Программа курса «
Литература Воронежского края»
Введение
 Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана
Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых
богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.
В этом плане региональный
компонент - благодатный материал в работе учителя литературы. Данная программа
предполагает знакомство учащихся с творчеством некоторых поэтов и писателей
Воронежского края интегрированно с программой курса
литературы для общеобразовательной школы. В программу также включены
календарная обрядовая поэзия, народные песни , сказки,
что способствует ее связи с такими предметами, как этнография, история,
региональные особенности языка.
Выпускники
нашей школы должны помнить о красоте и богатстве Воронежского края, о том, что
нам выпало счастье быть земляками поэта А. Серебрянского из с. Козловка Бутурлиновского района,
народной сказительницы А. Корольковой из Аннинского района, А. Прасолова из Кантемировского
района и многих других талантливых поэтов и писателей.
Цель изучения
литературы Воронежского края – способствовать становлению личности
ребенка, помочь глубже изучить жизнь и
творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его
душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и
специфическое в развитии литературы Воронежского края и литературы России,
стран мира; следуя принципам возрастного и личностно-ориентированного подхода,
обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей
ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Формы активной
деятельности учащихся при этом: поисковая работа, доклады, сообщения,
выступления на уроках перед товарищами.
Уроки по
литературе воронежского края предлагается включать как внеклассное чтение,
беседы по современной литературе, резервные.
В программе
указываются разделы общеобразовательной программы по литературе, в которые
включается региональный компонент.
5 класс
Русские народные сказки
Собиратель русских народных
сказок А.Н.Афанасьев (1826-1871)
Русская народная сказительница
А.Н.Королькова (1892-1984)
Внеклассное чтение. Народные
русские сказки (Из сборника А.Н. Афанасьева).
Народные русские сказки
А.Н.Корольковой.
Русская литература 19 века
А.В. Кольцов «Косарь»
И.С. Никитин «Русь»
Для самостоятельного чтения:
А.В.Кольцов «Песня пахаря»
(Вопросы для
последующего обсуждения в классе: Вас удивило стихотворение Кольцова? Чем?
Сравните его строки со стихотворениями других поэтов … Почему в стихах
Кольцова мы не слышим рифм и привычных стихотворных размеров? Почему же оно так
напевно? «Песня пахаря»: оправдано ли это заглавие? Как
стихотворение становится песней? Что услышали
в ней? Почему грусть все-таки наступает? Как входит в песню пахаря иное
настроение? Какие слова вам показались особенно примечательными в «Песне
пахаря»? Что открылось вам в них? Как вы прочитаете «Песню пахаря»? )
Русская литература 20 века
А.П. Платонов «Волшебное кольцо»
Внеклассное чтение. А.П.Платонов
«Солдат и царица», «Финист – ясный сокол», «Морозка», «Безручка» и другие
сказки.
Для самостоятельного чтения:
А.П..Платонов «Никита», «Еще мама»
И.А. Бунин «Детство», «Сказка»
(Слово учителя о писателе
Для самостоятельного чтения: И.А.
Бунин «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…», «Не видно птиц. Покорно
чахнет…»
Современная литература
(После М.М.Пришвина «Времена
года»)
Для самостоятельного чтения:
Л.Л. Семаго «Сто свиданий с природой»
(После В.И.Белова «Скворцы»)
Для самостоятельного чтения:
В.А.Добряков «Зуб мамонта», «Вредитель Витька Черенок», «Король живет в интернате» и др. рассказы
6 класс
Родная природа в стихотворениях русских
поэтов
И.С.Никитин «Встреча зимы».
Урок развитие речи. Выразительное
чтение. И.С.Никитин
«Утро», «Первый гром прогремел…» (Работа
с текстом: Вслушайтесь и вглядитесь в стихотворение «Утро»… Изумило ли
вас утро в стихотворении? Как меняются его картины и интонация? Как передадите
вы его движение в чтении? …Еще одна
поэтическая страница: «Первый гром прогремел. /Яркий блеск в синеве…» Узнайте
автора! Сравните это стихотворение с предыдущим: что вас убедило, что оно
принадлежит одному автору – И.С. Никитину?.. Второе стихотворение – о «первом
громе», вероятно, напомнило стихи другого поэта… Сравните «Весеннюю грозу» Ф.И.Тютчева и стихотворение
И.С.Никитина. Как вы их прочитаете? )
Русская литература 20 века
А.П.Платонов «Корова»
Резервный урок. А.П.Платонов «Маленький солдат». (Вопросы для обсуждения: Что изумило в рассказе? Как удалось
писателю на нескольких страницах рассказать о Сереже Лабкове
все? Что особенно тронуло вас в рассказе? Почему мы так чувствуем «маленького
солдата», словно он рядом? Как пишет Платонов? В чем своеобразие его слова,
фразы?.. Как встретили конец рассказа? Поверили ли в него?..
(После урока М.М.Пришвина
«Кладовая солнца»)
Для самостоятельного чтения:
Л.Л.Семаго «Сто свиданий с природой»,
В.М.Песков «Окно в природу»
(После рассказа
Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Внеклассное чтение. В.А.Добряков
«Шумный двор» и другие рассказы. >
7 класс
Русская литература 19 века
«Край ты мой, родимый край…»
Для самостоятельного чтения:
И.С.Никитин «Лес», «В синем небе плывут
над полями…» ( Подготовьтесь к конкурсному чтению
стихотворений, предварив его небольшим рассказом об авторе).
Русская литература 20 века
(После урока автобиографическая повесть М.Горького
«Детство»)
Резервный урок. В.М.Песков «Река моего детства».Слово учителя о земляке В.М.Пескове.
А.П.Платонов «Юшка», «Неизвестный
цветок»
Для самостоятельного чтения:
А.П.Платонов « Уля »
(После урока «Тихая моя родина…»)
Резервный урок. Обзор стихотворений поэтов Воронежского края о родной природе.
А.Жигулин , А.Прасолов, В.Гордейчев.
Конкурсное чтение стихотворений. >
Произведения о Великой Отечественной войне
Внеклассное чтение. А.Т.Прасолов «Тревога военного лета…»
Гринько « Солдаты в
каменных шинелях»
8 класс
Устное народное творчество.
Народные песни. Исторические песни. Лирические
песни.
Слово учителя о собирателе народных песен, создателе
знаменитого хора Митрофане Пятницком. Прослушивание в
грамзаписи народных песен воронежского края в исполнении М.Мордасовой.
Знакомство с календарно-обрядовыми, свадебными,
хоровыми, плясовыми песнями .( Сборник «Воронежские
народные песни» под редакцией С.Г.Лазутина ).
А.В.Кольцов «Кольцо»: «Я затеплю свечу / Воску
ярова …». (Сравнение песни Кольцова с
произведениями «в народном духе» других поэтов. Сопоставление
стихотворения-песни Кольцова с народной песней « Во
саду ли, в огороде / Девица гуляла…»)
Для самостоятельного чтения: А. Серебрянский «Мысли
о музыке»
Русская
старина
(После фрагмента
очерка Б.Зайцева «Житие Сергия Радонежского»)
Слово учителя о Святителе Митрофании- первом епископе Воронежском.
Для самостоятельного чтения: А.М.Аббасов
«Житие митрополита Евгения»
Русская
литература 20 века
(После уроков К.Г.Паустовский «Телеграмма» и
В.П.Астафьев «Фотография, на которой
меня нет»)
Внеклассное чтение. Г. Троепольский "Белый
Бим Черное ухо"
Литература родного края. Стихотворения поэтов
Воронежского края о природе.
Конкурсное чтение стихотворений. >
9 класс
Русская литература 19 века
(Во время изучения биографии А.С.Пушкина)
А.В.Кольцов «Лес»
Слово учителя о связи А.С.Пушкина с Воронежским
краем.
Русская литература 20 века
(После уроков
по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)
Для самостоятельного чтения: Е.Исаев «Суд памяти»,
«Даль памяти».
Русская литература 60-90-х годов 20 века
Для самостоятельного чтения. Э.Пашнев «Девочка и
олень»
10 класс
Л.Н.Толстой. Страницы великой жизни.
Л.Н.Толстой в Воронеже.
А.П.Чехов. Краткий очерк жизни и
творчества.
Связь писателя с Воронежским краем.
Для самостоятельного чтения: В.И.Дмитреева
« Митюха – учитель»
Поэзия середины
19 века
Резервный урок.
Урок-концерт «Воронеж, Воронеж,
Воронеж – город- река- край!»
11 класс
Русская литература начала 20 века.
Дооктябрьский период
И.А.Бунин.
Краткий очерк жизни и творчества.
Воронеж – родина лауреата Нобелевской премии
И.А.Бунина.
Цикл «Темные аллеи» (новелла «Натали»)
М.Горький. Биография и творческий путь.
Связь писателя с Воронежским краем. ( Рассказ
«Сторож»
В.В.Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества.
Маяковский в Воронеже. (По страницам книги В.
Кораблинова.
С.А.Есенин. Краткий очерк жизни и творчества.
Очерк А.Т.Прасолова о
поэте.
Литература 20 – 30-х годов.
(После уроков «Тема революции и гражданской войны в
литературе»)
Виктор Кин «По ту сторону»(обзор).
(После изучения творчества А.П.Платонова).
Для самостоятельного чтения: А.П.Платонов «В
этом прекрасном и яростном мире»,
" Фро"
Е.И.Замятин. Роман-антиутопия
«Мы»
Связь писателя с Воронежем.
А.А.Ахматова
Слово учителя о посещении А.А.Ахматовой Воронежа.
О.Э. Мандельштам «Воронежские тетради»
М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.
Шолохов в Богучаре.
Великая Отечественная война в литературе
40-х годов и последующих лет
Великая Отечественная война в произведениях
воронежских поэтов и писателей.
(Прослушивание и обсуждение
докладов).
Литература
50-80-х годов
(После изучения творчества А.И.Солженицына)
Для самостоятельного чтения: А.В.Жигулин
«Черные камни»
(После изучения поэзии НМ .Рубцова ).
Литературная гостиная «И душу я несу сквозь годы…» (по лирике А.Т.Прасолова )
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути воронежских
писателей;
тексты художественных произведений;
характерные особенности эпохи, отраженные в изученном
произведении;
жанровые особенности изучаемых произведений;
характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Учащиеся должны уметь:
анализировать художественное произведение в единстве
содержания и формы;
обосновывать свое мнение о произведении и героях;
выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя;
составлять план устного и письменного высказывания;
готовить доклады и рефераты на литературную тему;
создавать устные и письменные сочинения-рассуждения
проблемного характера по изученному произведению.
Литература.
Акиньшин А., Ласунский О.
Записки старого пешехода. Воронеж, 1995.
Антюхин Г. Встречи на воронежской земле. Воронеж,
1969.
Антюхин Г. Литературное былое: Книга очерков о
литературном прошлом и памятных местах воронежского края. Воронеж, 1987.
Воронежский краеведческий сборник: Из истории
культуры края / С ост. А.И. Гайворонский Воронеж, 1985.
Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Воронеж, 1971.
Загоровский В.П. История воронежского края от А до
Я. Воронеж,1982.
Записки воронежских краеведов< / Сост.
А.И. Гайворонский . Вып .
1-3. Воронеж, 1979-1987.
Историко-культурная карта воронежского края
/ Сост. А.Н.Акиньшин. Воронеж, 1983.
Истоки: Сб. Воронеж, 1981
Кораблинов В. Азорские
острова. Воронеж, 1977.
Кононов В.И. Мемориальные доски Воронежа.
Воронеж,1984.
Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост.
А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.
Краеведение. Пособие для учителя /
Под редакцией А.В. Даринского . Москва, 1987.
Ласунский О. Литературная
прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.
Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989.
Очерки литературной жизни воронежского края. 19 –
начало 20 в. Воронеж, 1970.
Прудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о
жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970
Скатов Н. Кольцов. М., 1983. (Жизнь замечательных
людей).