Тема урока:
«Повторение орфографии и пунктуации»
Цели урока:
повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
совершенствовать речевые навыки;
воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
репродукции картин известных мастеров живописи; СД с классической музыкой;
книга Н.С.Ашукина, Ашукиной М.Г. «Крылатые слова», тексты, карточки с заданием.
Комментарий к уроку.
Доску лучше оформить
репродукциями картин, а перед уроком включить классическую музыку.
Если по тем или
иным причинам не хватит времени на выполнение последнего задания, его можно
дать ученикам на дом.
На доске записан эпиграф к уроку:
… что есть красота
И почему ее
обожествляют люди?
Сосуд она, в котором
пустота,
Или огонь, мерцающий
в сосуде?
Н. Заболоцкий
Вступительное слово
учителя.
Я хочу начать наш
урок с легенды.
«И он правил мирно в своем небесном царстве, в тысячевратном
городе Амаравати, полном злата и драгоценных камней. Путь в тот небесный город
лежит через северные горы, до вершины Меру и от нее далее по звездной дороге;
но прекрасный город небожителей невидим для глаз грешника…» Так повествует
древняя индийская легенда о царстве могучего и справедливого Индры – владыки
мира.
- Но почему он невидим? Какое колдовство укрывает его он
наших глаз? Может, красота? Может быть, это она, как покрывало, укрыла чудное
зрелище от глаз недостойных? Не случайно же красота всегда казалась загадкой.
О силе ее слагают легенды, поют песни и
хранят предания.
Одно из них – об
индийской Галатее, девушке, созданной
«божественным зодчим и ваятелем»
Вишвакарманом из драгоценных камней и самоцветов. «Выбрав все, что было
самого прекрасного в трех мирах, - как
гласит предание, - он сотворил небесную деву столь совершенной красоты, что не
было в ее лице и теле ни единой черточки или частицы, которая не приковывала бы
с неотвратимой силой взор каждого, кто смотрел на нее»
Даже боги, мнимые
повелители вселенной, бессильны перед загадочной незнакомкой – красотой. «Когда
Тилоттама, - читаем вновь древних индусов,- поклонившись смиренно Прародителю,
стала обходить почтительно слева направо собрание небожителей… никто из
богов и святых мудрецов не мог, глядя на
нее, оставаться бесстрастным, и все поворачивали головы вслед за нею…
Только сам царь
богов и великий Шива устояли и не повернули головы, когда Тилоттама проходила мимо.
Но когда она обходила Шиву с той стороны, где он не мог ее видеть, у него возникало новое лицо. Он восседал,
повернувшись лицом к востоку; и новые лица появлялись у него с южной, и с
западной, и с северной стороны; так Шива стал четырехликим. А у Индры, который тоже не мог оторвать от
нее взгляда, появилась тысяча глаз,
которые покрыли все тело владыки неба; с
той поры Индра стал тысячеглазым»
- Если таково
действие красоты на богов, что же сказать о смертных? Сказания и мифы всех
народов полны радостных или печальных, чудесных и невероятных историй о
столкновении людей с этой подлинной владычицей мира.
- Запишем тему
нашего урока:
Что есть красота?
Выполнение
заданий
1 задание. Прочитаем эпиграф к уроку, запишем его в тетрадь.
- С красотой
всегда связана какая-то загадка. Люди всех времен и народов пытались ее
разгадать. Сегодня на уроке мы тоже сделаем такую попытку.
2 задание. Запишите крылатые выражения, посвященные красоте. Они
принадлежат писателям, поэтам,
общественным деятелям, педагогам… Попробуйте их понять, осмыслить. (Учащиеся
записывают цитаты под диктовку учителя, комментируя при этом орфограммы и пунктограммы).
1)
«Сотри
случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». (А.Блок)
2)
«Если бы у
нас не сохранилась хотя бы крупица понимания красоты, все было бы потеряно».
(Э.М.Ремарк)
3)
«Красота –
это бесконечность, выраженная в законченной форме». (Шеллинг)
4)
«Красота и
мудрость – в простоте». (М.Горький)
5)
«Презрение к
человеческой красоте – пережиток
Средневековья. Человеку чуткому к прелести цветка, бабочки, пейзажа –
как остаться равнодушным к красоте человека?» (Я.Корчак)
6)
«Никакая
внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой
внутренней». (Виктор Гюго)
7)
«Красота без
доброты умирает невостребованной». (Бенджамин Франклин)
8)
«Прекрасное
есть жизнь». (Н.Г.Чернышевский)
3 задание. Выразительно
прочитайте полученный отрывок из книги И. Долгополова «Мастера и шедевры». Определите тему, основную мысль.
Подготовьтесь пересказать отрывок и написать о том, что значит, по вашему
мнению, красота
Красота – гордый
полет острокрылой ласточки. Нежный, склоненный к младенцу лик мадонны Рафаэля.
Озаренное утренним лучом заиндевелое окно.
Могучие Рабы Микеланджело Буонаротти,
рвущиеся из мраморного плена. Благостные березы на пейзаже Левитана. Неспешно
плывущие громады облаков в высоком летнем небе. Истерзанное муками лицо
суриковской боярыни Морозовой. Величавый чеканный образ рабочего, изваянного
Иваном Шадром… Мерцающий во мраке облик древнего Старика кисти Рембрандта…
Кружевное диво храма Василия Блаженного… Шишкинский сосновый бор….
Красота… Она в трепетных переливах
симфоний Моцарта, в неуемном накате океанских волн, в протяжном пении осеннего
ветра… Загадочен взор изуродованного временем гигантского Сфинкса, дремлющего у
основания пирамид. Неудержимо движение вперед в чеканных ритмах музыки Шостаковича… Бескрайнее русское поле… Горестные
стихи Анны Ахматовой… (И.Долгополов)
4 задание. Самостоятельная
работа учащихся над творческим заданием «Что есть красота?»
5 задание. Обсуждение творческих работ.
Строки
из работ учащихся.
«Красота – это
загадочная улыбка Моны Лизы, грустно-мечтательный взгляд юной красавицы
Лопухиной…»
«Красота – незабываемые строчки пушкинских
стихов…. Песни Виктора Цоя…»
«Красота – это
легкий и светлый храм Покрова на Нерли… Звездное небо в августе… Звенящая в
траве погремушка кузнечика…»
6 задание. Угадай
крылатое выражение.
(Каждый ученик
получает карточку, на которой напечатаны цитаты без указания фамилий авторов).
Образец
карточки
Запишите крылатые
выражения. Попробуйте определить, кому они принадлежат. Если вы все сделали
правильно, то из первых букв фамилии автора составится еще одно выражение,
принадлежащее великому русскому писателю. В случае затруднения обратитесь к
книге Н.С.Ашукина и М.Г.Ашукиной «Крылатые слова»
1) «На з…ре
тума(н,нн)ой юности». (А.В. Кольцов)
2) «Я ль буду в
роковое время
П…зорить
гражданина сан?» ( К.Ф.Рылеев)
3) «Дайте мне
точку опоры, и я (з,с)двину Землю». (Архимед)
4) «Пуля – дура,
штык – молодец». (А.В.Суворов)
5) «Как
зак…лялась сталь» (Н.А.Островский)
6) «Мысль
изрече(н,нн)ая есть лож…». (Ф.И.Тютчев)
7) «Из двух зол
избрать меньшее». (Аристотель)
8) «Всем смертям
(на)зло», (К.М.Симонов)
9) «А счастье
было так возможно,
Так бли…ко!»
(А.С.Пушкин)
10) «Король(то)
голый» (Г.Х.Андерсен)
11) «Рыцарь
печального обр…за» (Сервантес)
12) «Все пройдет,
как с белых яблонь дым». (С.А.Есенин)
13) «Мы еще
пов…юем…» (И.С.Тургенев)
14) «Время,
вперед!» (В.В.Маяковский)
15) «Дело помощи
ут…пающим – дело рук самих ут…пающих» (И.Ильф)
16) « Чудище
обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». (А.Н.Радищев)
Ответ: «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)
Задания к записанным
предложениям.
1) Выпишите
из предложений слова с проверяемой безударной гласной в корне, подберите к ним
проверочные.
2) Найдите слова с
чередующейся гласной в корне. Графически обозначьте орфограмму.
3) Какой частью речи является слово
«(на)зло»? (8 предложение)
4) Найдите сложное предложение,
включающее в себя односоставное.
5) Объясните пунктограммы в 4, 14, 15, 16 предложениях.
6) Как называются слова, используемые автором последнего
выражения?
7) Назовите художественные средства, используемые авторами
1и 12 выражения?
Заключительное слово
учителя.
Мы лишь чуточку окунулись в мир красоты. Сколько
философских раздумий и поэтических строк породила она! Человек всегда будет стремиться разгадать ее
тайну, найти источник ее могущественных лучей:
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит
отрадной,
О ней поток гремит струею хладной,
И, говорят, качаяся, цветы.
(А.К.Толстой)
Литература к уроку:
Ашукин Н.С.,
Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1987.
Лукьянов Б.Г В мире эстетики. – М., 1988.
Долгополов И. Мастера и шедевры. – М., 1988.