УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
С ЭЛЕМЕНТАМИ
ИНТЕГРАЦИИ
ТЕМА:
«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАСЛЕНИЦУ»
7 КЛАСС
Цели урока: познакомить
учащихся с лексикой по теме «Ярмарка, масленица», с этимологией слов,
формировать исследовательские навыки, связанные с работой с лингвистическими
словарями и лингвистическим анализом художественного текста;
совершенствовать речевые навыки учащихся;
воспитывать у школьников эстетический вкус на примерах
художественного слова, произведений музыки и живописи;
закрепить знание русских календарных праздников.
Оборудование урока:
компьютер, видиоматериал по творчеству Б.Кустодиева, СД «Русский язык. Семейный
наставник», запись отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Масленица», словари.
Ход
урока
1 Вступительное слово
учителя.
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Но наше
путешествие будет лингвистическое, поэтому нам нужны помощники – толковые и
этимологические словари. Куда же мы отправимся? На празднование масленицы!
2 Лексическая работа.
Сообщение учеников. Работа в группе.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается такое
определение масленицы:
«Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от
которого сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения».
-А какое определение дает В.Даль? (Работа учащихся со
словарем)
- Найдите определение слова «ярмарка». В каком значении
употребляется это слово сейчас?
Познакомимся с происхождением слова «ярмарка».
3 Определение
этимологии слова. Сообщение учеников по словарной статье.
4 Подбор синонимов,
однокоренных слов. Определение этимологии слова.
5 Выразительное
чтение пословиц.
Слово учителя
Целых семь дней гуляет масленица. И каждый ее день – новое
название имеет:
Понедельник – встреча
Вторник –заигрыш
Среда – лакомка
Четверг – разгул
Пятница – тещины вечерки
Суббота – золовкины посиделки
Воскресенье – прощеный день
Прочитаем описание празднования масленицы в произведении
И.Шмелева «Лето Господне» и рассмотрим картины Б.М.Кустодиева «Масленица»
6 Выразительное
чтение текста (учителем или учеником). Лингвистический анализ.
7. Рассматривание
картин под музыку П.И.Чайковского.
-Поделитесь, какие впечатления вызвали у вас описание
масленицы Шмелевым и изображение ее на картинах Б. Кустодиева?
8. Описание картины,
помещенной в учебнике М. Разумовской. (Упр 261)
9 Подведение итогов урока. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру о любимом народном празднике.