Олимпиада по
русскому языку
1 тур
9-11 класс
Критерии
оценивания знаний
Содержание заданий предусматривает
проверку по основным разделам школьного курса русского языка, а также выявляет
общеязыковой уровень подготовки учащихся.
Оцениваются правильность, полнота и
оригинальность ответов ( 10 -12 вопросов) – по 5
баллов за каждый правильный ответ. При наличии орфографических и пунктуационных
ошибок максимальный балл за задание выставляться не может.
1.
Поставьте ударение в словах: гофрированный,
цитированный, запломбированный, костюмированный, драпированный.
Есть
ли какие-либо правила постановки ударения в данных словах?
2.
Укажите фонетические признаки старославянизмов в данных словах:
ладья, древесный,
жизнь, единый, мощь, одежда.
3.
Простыми или сложными по составу являются прилагательные всемогущий, всевластный,
всесильный?
4.
Определите, как, по какой модели
образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы.
Толкастика (Чехов)
Громкокипящий (Тютчев)
Калекши
(Маяковский)
Клененочек (Есенин)
5. В чем заключается различие в
употреблении выделенных слов в предложениях:
1)
С интересом посмотрел и тот
документальный фильм. -
2) Документальный фильм и тот посмотрел с интересом.
1) Одни
сани отъехали от ворот, а другие остались. -
2)Праздничный концерт
готовили одни
девочки.
6.
Можно ли назвать блондина белобрысым? Обоснуйте свой ответ.
7.
Всем хорошо известно слово «обаяние» в значении «очарование,
прелесть…» Вспомните «Железную дорогу»
Н.А.Некрасова, знакомые строки:
Добрый папаша! К
чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
В
каком значении слово «обаяние» употребляется в этом стихотворении?
8.
Вам знакомо слово
«багрянец» в значении «красный, багряный цвет». А что означает слово
«багряница», которое мы встречаем в следующих строках А.С.Пушкина:
Лициний,
зришь ли ты: на быстрой колеснице,
Венчанный
лаврами, в блестящей багрянице,
Спесиво развалясь, Ветулий молодой
В толпу народную летит по мостовой?
(А.С.Пушкин
«Лицинию»)
Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей,
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже покрыто было зло.
(А.С.Пушкин
«Медный всадник»)
9.
. «Одна… воробьиная ночь была и в моей
личной жизни…»,- так пишет А.П.Чехов в повести «Скучная история». Прекрасное
описание воробьиной ночи находим и у И.С.Тургенева в «Первой любви». А что
означает выражение «воробьиная ночь»?
10.
Истолкуйте лексические значения слов:
1) гламурный
2) харизма
3) прайм-тайм
4) толерантность
11.
Как вы напишете
следующие слова: (паро), (электро)и( тепло)возы; (двух), (трех)и (девяти)этажные дома; (грязе),(водо)и (траво)лечение.
Какова первоначальная функция дефиса в русском письме?
12.
Укажите различия
между словами: ветреный – ветряной – ветряный,
масленый – масляный.
Ответы на вопросы 1
тура.
1.
Ударение в страдательных причастиях прошедшего времени на –ированный
обычно подчиняется такому правилу. Если в инфинитиве глагола ударение падает на
И (-ировать),
то оно остается на этом слоге и в названной форме причастия. Если в инфинитиве
ударение падает на А (-ировать), то данное причастие имеет форму на –ирОванный.
Гофрированный, цитированный,
запломбированный, костюмированный, драпированный.
2.
Фонетические признаки старославянизмов:
1)
неполногласные
сочетания: -ра-,-ла-,-ре-,ле- на месте русских –оро-,-оло-,ере-,-еле-:
древесный(дерево)
2)
начальные ла-, и ра-: ладья(лодка)
3)
сочетание жд, соответствующее русскому ж: одежда(одежа)
4)
согласное щ на месте русского ч: мощь(мочь)
5)
начальные а, е
вместо я, о: единый(один)
6)
суффикс
существительного –знь: жизнь
3.
Данные прилагательные являются простыми по своему составу, т.к. элемент
«все» не образует основы, а представляет
собой приставку.
4. Слово «толкастика»
образованно по аналогии со словом «гимнастика»; неологизм «громкокипящий»-
сложение полных основ; «калекши»- с помощью суффикса –ш-(с нарушением литературной
нормы, т.к. слово «калека»- существительное общего рода, ср.
генерал-генеральша; неологизм «клененочек» образован
по аналогии со словами «козленочек», «ягненочек» суффиксальным способом.
Местоим.
5. 1) С интересом посмотрел и тот документальный фильм. -
Частица (=даже)
2) Документальный фильм и тот посмотрел с интересом.
Числит.
1)Одни сани
отъехали от ворот, а другие остались. -
2)Праздничный концерт
Частица (=только)
готовили одни
девочки.
6. В древнерусском языке «бры» значило «бровь». Таким образом, «белобрысый» значит
«белобровый». Поэтому белобрысым можно назвать только того блондина, у кого
белые брови.
7. Нетрудно заметить, что
слово «обаяние» использовано в непривычном значении: сейчас мы уже не скажем «держать в
обаянии», обаяние, скорее, может исходить от кого-либо как волшебная сила.
Действительно,
в 13 веке слово «обаяние» и означало «колдовство, чародейство»
Некрасовское
«держать умного Ваню в обаянии» следует понимать как «держать его под
воздействием чар, колдовства», вызванных не соответствующими истине словами.
8. Широкий плащ из дорогой
ткани багряного цвета, надевавшийся в старину носителями власти в торжественных
случаях.
9. Летняя грозовая ночь с
непрерывным сверканием молний и громом.
10. 1) гламурный- впечатляюще красивый,
блистательный.
2)
харизма-
особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или
в каком-либо ином отношении, вызывающем преклонение.
3)
прайм-тайм-
время, когда наибольшее число людей смотрит телевизионные программы; наиболее
предпочтительное и самое дорогое время для размещения и выпуска рекламы…
4)
толерантность- терпимость, снисходительность к мнениям, убеждениям и формам
поведения другого человека.
11. Существует много сложных
слов, имеющих одинаковую вторую часть. В ряде случаев для удобства вторая общая
часть опускается. В таких случаях на месте опущенной части каждого слова
пишется так называемый висячий дефис: паро-, электро- и тепловозы; двух-, трех- и девятиэтажные дома; грязе-, водо- и траволечение.
Дефис был знаком переноса. Об этом можно
прочитать в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.
12. Прилагательное
«ветреный» употребляется в двух значениях: «с ветром» (ветреный день)
и «легкомысленный» (ветреный юноша).
Прилагательное «ветряной» используется в значении «приводимый в движение ветром»
(ветряная мельница, ветряной двигатель)
В словосочетании «ветряная оспа» пишется -ян-.
Прилагательное «масленый»-
«смазанный, пропитанный, запачканный маслом» (масленый блин, масленая каша,
переносно масленые глаза, также масленая неделя).
«Масляный»-
«сделанный из масла или на масле; предназначенный для масла».(масляная
краска, масляная лампа).
2 тур
1.
Выберите правильный вариант
1)
Кресла в моем кабинете обиты (дерматином, дермантином).
2)
Откиньте макароны на (друшлаг, дуршлаг).
1)
Может быть, я
скоро (выздоровлю,выздоровею)
2)
Сейчас снова
носят (двухбортные, двубортные) пальто.
2.
Определите способ образования слов:
провоз, никто, дикорастущий, правобережный, отметина, безвкусица.
1.
Являются ли
однокоренными слова «хлебать», «похлебка», «хлеб»?
2.
Определите, какой
частью речи являются выделенные слова.
Решение
этой проблемы очень просто. Говорил
он просто и доступно. Ты просто устала.
3.
Что общего у
граната и гранита?
4.
В данных
отрывках определите значение слова
«слава».
1)
« Бой идет святой и правый,
Смертный бой, не ради славы,
Ради жизни на земле». (Твардовский)
2)
«Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов».(Чехов)
3)
«С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер» (Л.Толстой)
4)
«Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится». (Гоголь)
5) «Добрая слава лежит, а худая по дорожке бежит».(Пословица)
7.
Определите вид тропа.
1)
«…мало-помалу день открывает глаза». (Пришвин)
2)
У него снега зимой не выпросишь.
3) «Эй, борода! а как проехать отсюда к
Плюшкину…» (Гоголь)
4)
«Читаю Гоголя. Дрожу.
По
кругу страшному хожу». (Шкляревский)
5) «В ожиданье конь убогий,
Точно
вкопанный стоит.
Уши
врозь, дугою ноги,
И
как будто стоя спит». (Майков)
8.
Вспомните, что такое перифраза.
Подберите перифразы к данным словам.
Африка
Англия
Корея
Европа
Америка
9.
Определите тип сказуемого:
1)
« Бобры живут семействами». (Песков)
2)
«Пушкин уже готов был сделаться превосходным драматургом».(Белинский)
3)
« Иван Иванович, что с кривым глазом, приказал долго жить». (Гоголь)
4) «Дятел косился вниз, но продолжал барабанить».
(Песков)
5) Завтра буду писать сочинение.
10.Исправьте
речевые ошибки в данных предложениях:
1)
Этот вопрос не входит в нашу миссию.
2)
У нашей страны прекрасные перспективы на будущее.
3)
Абитуриенты, попытающиеся списать сочинение, будут наказаны.
4) ЦРУ сделал официальное заявление о
непричастности к этой акции своих сотрудников.
5)
Трем тысячам семьсот сорока пяти выпускникам университета были направлены
анкеты.
Ответы на вопросы 2 тура.
1. 1) Кресла в моем кабинете обиты (дерматином,
дермантином).
2) Откиньте макароны на (друшлаг, дуршлаг).
3) Может быть, я скоро (выздоровлю,выздоровею)
4)Сейчас снова носят (двухбортные,
двубортные) пальто.
2.
Провоз(бессуффиксный),
никто(приставочный), дикорастущий(сложение), правобережный(сложносуффиксальный),
отметина(суффиксальный), безвкусица(приставочно-суффиусальный)
3. Слова «хлеб» и «хлебать» не родственные. А
вот глагол «хлебать» и существительное «похлебка» одного и того же корня.
«Похлебка», по определению Даля, «всякая жидкая пища, которую хлебают».
Слово
же «хлеб» заимствование из германского языка.
краткое прилаг. наречие частица
4. Решение этой проблемы
очень просто. Говорил он просто и доступно. Ты просто устала.
5. Гранат- от лат. «гранум»- «зернышко».
Гранит- очень близкое по происхождению слово от того же «гранум»-«зерно»: «зернистый камень.
6.
1) В строках из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»
слово «слава» звучит в своем главном высоком значении – почетная известность
как свидетельство всеобщего признания заслуг перед родиной. 2) У Чехова слово
«слава» употреблено в значении –
повсеместное признание таланта. 3) В примере, взятом из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,
слово «слава» использовано в значении: мнение, репутация. 4) В повести Гоголя «Шинель» слово «слава» имеет значение – ложное впечатление.
5) Слухи, молва (разг.)
5.
1)
олицетворение
2)
аллегория (=скупой)
3)
синекдоха
4)
метонимия
5)
эпитет, три
сравнения
6.
Африка – черный
континент
Англия - туманный Альбион, владычица морей
Корея
– страна утренней свежести
Европа
- Старый Свет
Америка
– Новый Свет
9.
1) « Бобры живут семействами». (Песков) (СИС)
2) «Пушкин уже готов был сделаться
превосходным драматургом».(Белинский)
(СИС)
3) « Иван Иванович, что с кривым глазом,
приказал долго жить». (Гоголь) (ПГС)
4)
«Дятел косился вниз, но продолжал барабанить». (Песков) (СГС)
5)
Завтра буду писать сочинение. (ПГС)
10.
1)
Этот вопрос не входит в нашу компетенцию.
2)
У нашей страны прекрасные перспективы.
3)
Абитуриенты, которые попытаются списать сочинение, будут наказаны.
4)
ЦРУ сделало официальное заявление о
непричастности к этой акции своих сотрудников.
5)
Трем тысячам семисот сорока пяти
выпускникам университета были направлены анкеты.