Л.В. Глотова
(МОУОзерская СОШ, Бутурлиноеский район)
О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В
СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ
Малочисленными школами принято считать школы с малым контингентом учащихся. Анализ учебного процесса в таких школах и его результатов убеждает в том, что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными. Казалось бы, обучать на уроке 6 человек легче, чем 25 учащихся, поэтому и результаты обучения должны быть выше. Однако на практике так бывает далеко не всегда. Работая с 6-10 учениками, учитель вынужден неоднократно спрашивать каждого из них. Это обычно приводит к перегрузке учащихся, у многих из них формируется постоянная боязнь ошибки, развивается тревожность, накапливается усталость, возрастает вероятность конфликтных ситуаций.
В условиях малочисленной школы предпочтительнее использовать приемы "бесконфликтной" педагогики, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной деятельности
учеников.
Преподавание русского языка в таких школах строится на основе систематического изучения индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Индивидуализация обучения - главная особенность методики преподавания в классах с малой наполняемостью.
Индивидуальная работа на уроке с каждым учеником не только предполагает предупреждение и исправление ошибок, но и дает возможность диагностировать их причины. На уроке в беседе с учеником учителю легко выяснить причину ошибки, установить, что не усвоил ученик.
Но при индивидуальном обучении в классах с малой наполняемостью неизбежно возникает проблема перегрузки учащихся во время школьных занятий. Ведь не только на уроках русского языка, но и на других уроках при индивидуальном обучении ученик работает с полной нагрузкой. Поэтому в таких классах особенно остро стоит вопрос о перемене деятельности ученика в процессе урока, о разнообразии заданий и о включении в урок занимательного материала. Все это способствует снятию напряжения, усталости, активизирует умственн;/ю деятельность учащихся. Назову наиболее интересные формы работы, используемые мною на уроках; составление словарных "гнезд", работа с грамматическим словарем-справочником, ведение словаря "Крылатые слова", ролевые игры.
Подготовка к ЕГЭ в малочисленных школах также имеет свои особенности. В селе родители не нанимают репетиторов, нет подготовительных курсов, я русский язык в старших классах 1 час в неделю, поэтому вся ответственность за результаты экзамена ложится на плечи учителя. Приходится придумывать свои методы подготовки. Так, вместо традиционных заданий к диктанту, использую задания тестов, которые предлагаются на ЕГЭ. За урок с "сильными" учащимися успеваем написать диктант и выполнить все задания из части В. "Слабым" дается меньшее количество заданий. Чтобы научить детей правильно определять наиболее типичные средства выразительности, составила тест из 30 заданий. Часть из них выполняется дома, часть - на уроке. Обязательно проводим коллективное обсуждение. ("Сильным" ученикам можно предложить самим составить задания для теста). Для анализа текстов использую упражнения из учебника "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи" под редакцией А.И.Власенкова, Л,М.Рыбченковой, а также готовлю свои тексты и задания. Тексты подбираю такие, чтобы они были интересны мошы ученикам.
В маленьких сельских школах дети лишены возможности посещать концерты, выставки, музеи, поэтому учитель русского языка должен планировать проведение интегрированных уроков, позволяющих разорвать стереотипы мышления, осуществить нестандартный подход к получению знаний, расширить кругозор учащихся. Интегрируя уроки русского языка с уроками MX К, музыки, истории, информатики, я ставлю перед собой задачу: привлечь детей к миру искусства,
культуры, развивать их творческие способности, воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость. Особый интерес у учащихся вызвали интегрированные уроки: "Лингвистическое путешествие на праздник Масленицы", "Художественный стиль речи. Искусство образной речи", "Что есть красота?"
В условиях диалектного окружения и удаленности от культурных центров становится особенно необходимой работа по овладению нормами литературной речи. Сельский учитель-словесник должен пропагандировать и внедрять нормы литературного языка, добиваться образцовой литературной речи каждого: учителя, ученика, обслуживающего персонала. Систематически включаю в учебную работу упражнения по предупреждению и устранению орфоэпических ошибок, связанных с местным произношением. В этом мне помогают школьные учебники русского языка под редакцией М.И.Разумовской, которые содержат интересный материал для работы над усвоением норм литературного языка.
Организуя учебно-исследовательскую работу по русскому языку, учитываю, что наши дети с раннего возраста живут в специфической диалектной среде. Мы отправляемся с ребятами в "Экспедицию за словом", составляем "паспорта" слов, употребляемых только жителями нашей местности, анализируем и обрабатываем собранный материал. В результате такой работы было собрано около 350 слов, что позволило создать "Словарь диалектизмов села Озерки". Главное в этой работе - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, научить уважать свой край, свой народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком, почувствовать, чем наш язык един с книжным, чем отличается от него.
При организации работы по развитию речи учитываю, что характерная черта сельского образа жизни - близость к природе. Уже с 5 класса пишем этюды на темы: "Ива в серебре", "Облака в реке", "Снежная фантазия" ... Часто в качестве домашней работы даю творческие задания, например: "Какое ваше любимое дерево? Почему? Опишите его. Если сможете, то нарисуйте любимое дерево", " Расспросите старших, какой была наша речка раньше? Что стало с ней теперь? Опишите ее горести и беды. Чем мы можем ей помочь?" ... Интересны сельским ребятам сочинения о домашних животных. После
чтения в 6 классе рассказа Л.Платонова "Корова" на уроке русского языка пишем хвалебное слово корове. В 7 классе предлагаю ребятам творческую работу "Рядом с конем". На одном из уроков в 8 классе прочитала отрывок из "Поднятой целины" М.Шолохова, где писатель мастерски описывает пение петухов, предложила понаблюдать за этой интересной птицей и написать сочинение или стихотворение, передав свое отношение к "звездочету ночей". У городских ребят такие задания не вызвали бы энтузиазма, а вот сельские ученики пишут на такие темы с удовольствием.
Для того чтобы помочь раскрыться внутреннему миру деревенского ребенка, дать толчок развитию его чувств, мыслей, предлагаю вопросы и задания., которые заставляют по-новому взглянуть на себя и на окружающий мир: 1) "Есть ли у тебя заветные места? Расскажи о них и нарисуй их". 2) "Какое ощущение; вызывает у тебя звездная ночь? Как ты думаешь, почему люди так любят смотреть на звездное небо?"...
Значительное место на уроках в сельских малочисленных школах должен занимать краеведческий материал. Так, при работе над темой "Описание любимого уголка природы" знакомлю ребят с пейзажными зарисовками воронежских поэтов: А.Кольцова, Й.Никитина, А.Жигулина, А.Прасолова.
В 8 классе при обобщении по теме "Односоставные предложения" даю домашнее задание: найдите среди предложений воронежских поэтов такое, в котором есть односоставные предложения определенного вида, подготовить выразительное чтение этого стихотворения, ответить, для чего автор использует такие синтаксические конструкции.
Урок изучения имени числительного в 6 классе был построен на краеведческом материале. Я пригласила ребят совершить путешествие в прошлое, настоящее нашего села, затронуть современные его цроблемы, перелистать страницы истории Озерок, а заодно убедиться, какая, это важная часть речи - числительное. Для анализа и различных видов разбора предлагались, например, такие предложения: "С 1845 года, после строительства деревянной церкви, Озерки стали селом. Вторая церковь была построена через 15 лет".
Ребята пишут сочинения о прошлом и настоящем родного села, его людях, их трудовых буднях.
Важно, чтобы учащиеся после проведения таких уроков, смогли сделать вывод о том, что их поселок, село или деревня живет общей жизнью со всей страной и труд их родителей важен и нужен народу.
На уроках в малочисленной школе учитель не должен забывать и о проведении физкультминуток, смехопауз.
Таким образом, специфика малочисленной школы вносит свои коррективы в организацию и проведение уроков русского языка