Глотова Л.В.
(МОУ Озёрская СОШ, Бутурлиновский р-н)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
Цель изучения литературы Воронежского края - способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, выявить общее и специфическое в развитии литературы Воронежского края и литературы России. Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемым в
основном курсе литературы художественным материалом, в рамках структуры общеобразовательной федеральной программы.
Для успешной работы с материалом литературного краеведения от учителя требуется соблюдение ряда дидактических требований:
1.Учитель должен следить за тем, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока, не перегружал его, а способствовал активизации учебного процесса.
2.На занятиях должны иметь место примеры, свидетельствующие о красоте личности писателей, связанных с родным краем.
3.Отбираемый к урокам краеведческий материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.
4.Нельзя весь объем материала сосредотачивать в одном классе. Знания школьников должны из года в год расширяться и углубляться.
На уроках литературы в 5 классе в подразделе "Русские народные сказки" могут быть даны сведения о творчестве воронежских сказительниц А.Н.Корольковой и А.К.Барышниковой, собирателе сказок А.Н-Афанасьеве. Для самостоятельного чтения пятиклассникам советуем прочитать книги воронежских детских писателей В.Добрякова ( "Вредитель Витька Черенок", "Король живет в интернате" и др.) и Ю.Третьякова ( "Вася-капиталист", "Дикая жизнь в лесу" и др.).
После изучения произведений М.Пришвина и К.Паустовского в 6 классе учащиеся знакомятся с зарисовками природы наших земляков Г.Троепольского и В.Пескова. Для самостоятельного чтения можно порекомендовать книгу натуралиста Л.Семаго "Сто свиданий с природой". Читая его миниатюрные зарисовки, дети откроют для себя много необычного, интересного, научатся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.
В 7 классе в разделе "Край ты мой, родимый край" даем обзор стихотворений местных авторов о родной земле. (Возможно использование сборника "Есть город в России... Стихи о Воронеже". Воронеж, 2004.)
Раздел "Устное народное творчество" ("Народные песни") в 8 классе можно дополнить воронежскими народными песнями, записанными студентами ВГУ в селах нашей области, рассказать о подлинно русских песенных традициях воронежской земли, о создателе знаменитого хора, собирателе и знатоке русских песен М.Пятницком, о народной артистке М.Мордасовой.
С 9 класса мы имеем возможность осветить следующие вопросы: влияние творчества А.С. Пушкина на творчество воронежских поэтов и писателей и связь великого поэта с такими известными воронежца-ми, как поэт А.Кольцов, губернатор Н.Кривцов, цензор А.Никитенко... Учащимся могут быть предложена работа исследовательского характера по следующим направлениям: 1) "Поездка Пушкина на Кавказ (1829 г.) и его путь по Воронежскому краю"; 2) "Пушкин и Кольцов"; 3) "Какие книги были с Пушкиным во время поездки по воронежской сторонке?"; 4) "Пушкин и Веневитинов"; 5) "Воронежцы исследователи жизни и творчества Пушкина: П.Щеголев, Б.Эйхенбаум, Б.Бурсов"; 6) "Племянник известного персонажа" (о прототипе образа Швабрина). Для самостоятельного чтения в 9 классе при изучении раздела "Русская литература 60-90-х годов XX века" можно порекомендовать книги воронежских авторов Э.Пашнева "Девочка и олень", Е.Дубровина "В ожидании козы", в которых раскрывается внутренний мир подростков.
В 10 классе, изучая роман "Война и мир", откроем ученикам имя поэта-воронежца Сергея Марина. Уместно дать такое индивидуальное задание: используя ресурсы Интернета, найдите материал о поэте и выступите с сообщением перед своими товарищами. В биографический очерк о жизни и творчестве А.П.Чехова включаем письма писателя из Воронежа (февраль 1892 год).
В11 классе, изучая жизнь и творчество таких писателей, как И.Бунин, А.Платонов, М.Горький, Е.Замятин, М.Шолохов, расскажем о связи этих писателей с Воронежским краем. Организуем поисково-исследовательскую работу по темам: "Маяковский в Воронеже", "Жизнь и творчество В.Кина", "А.Жигулин и его повесть "Черные камни", "Воронеж - родина С.Я.Маршака".
Со старшеклассниками возможны уроки в Интернете, создание компьютерных презентаций, лаборатории по изучению творчества писателей, оформление музейных экспозиций, выпуск альманахов, устные журналы, тематические вечера.
Работа по изучению литературы родного края ведется не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов и литературно- краеведческого кружка.
Таким образом, литературное краеведение - одно из важнейших образовательно-воспитательных средств. Оно помогает учащимся лучше усваивать учебный материал, приобщает к разнообразным видам самостоятельной и творческой деятельности, служит основой для организации литературно-краеведческого поиска, формирует исследовательские навыки.