Литературная
викторина
для учащихся 5-9 классов малочисленной школы
Оргмомент.
В викторине могут участвовать учащиеся 5-9 классов.
Создаётся две команды в количестве 10-15 человек. Выбираются капитаны. Примерно
за две недели участникам сообщается перечень возможных на викторине заданий,
для того чтобы они смогли лучше подготовиться. Данная викторина была включена в
Неделю русского языка и литературы. (Жюри подводит итоги после каждого
задания.)
Начало викторины.
Разминка.
Вопросы команде № 1
-Кто написал знаменитую русскую сказку “Конёк-Горбунок»?
- Н.В.Гоголь сказал: «Я решил собрать в одну кучу все дурное
в России, какое я когда знал, и за одним разом посмеяться над всем». О каком
произведении идет речь?
-Как отнеслась Екатерина II к книге А. Радищева “Путешествие из
Петербурга в Москву”?
Вопросы команде № 2
- В какой стране происходит действие сказок Д. Родари?
- Каким был герб Лицея, где учился А.С.Пушкин? (Сова,
сидящая на лире)
- В.Г. Белинский писал, что, создавая эту поэму,
М.Ю.Лермонтов «брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молний, грохот у громов, вся природа сама несла и
подавала ему материалы». О какой поэме идет речь?
Первое задание.
“Пять слов на одну букву”
Команды получают бланки. Слева вопросы, справа место,
оставленное для ответов на заданные вопросы.
Команда…………………………………………………………..
- Писатель………………………………………..
- Произведение………………………………….
- Литературное
место,
связанное с жизнью и
творчеством
писателей……………………………
- Поэт…………………………………………….
- Пословицы
или поговорки……………………
|
В правом верхнем углу обозначен квадрат, куда вписывается
заданная буква. С этой буквы должны начинаться все слова-ответы.
В состязании может участвовать вся команда или двое
представителей от команды.
Второе задание.
“Конкурс иллюстраторов”
От каждой команды приглашаются художники. Они должны за 5-7
минут создать иллюстрацию к басням Крылова.
Третье задание.
“Из какого произведения эти строки? Кто его автор?”
(Вопросы командам
задаются поочерёдно)
1. “Пропал бесславно, как подлая собака”?
2 . “Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая
кошка…Право, как дитя какое-нибудь трёхлетнее”?
3. “О, я как брат.
Обняться с бурей был бы рад”?
4. “…Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром
подуло… Знобит…”?
5 “В книгах не видал вреда, он не читая никогда, их почитал
пустой игрушкой”?
6. “Не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам”?
Четвёртое задание
“Конкурс экспромтов”
За десять минут написать экспромт на заданную тему. (Это
может быть
стихотворение, или
этюд, или юмористическая зарисовка…)
Для участия в
конкурсе приглашаются по два участника от команды.
Пятое задание
«Узнайте произведение по его началу»
1. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил
старинный русский барин».
2. «Мой дядя самых честных правил…»
3. «Жили да были два генерала…»
4. «Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь
ко мне скакать?»
5 «Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые
силы бодрит!»
6. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два
приятеля…»
7. «Славная бекеша у
Ивана Ивановича! Отличнейшая!.»
8. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые
случаются только тогда, когда погода устанавливается ненадолго».
Шестое задание
«Дуэль капитанов»
Определите стихотворный
размер, которым написано стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Укажите средства художественной
выразительности, используемые поэтом.
Седьмое задание
«Кто скрывается за псевдонимом?»
1 команда 2 команда
Аркадий Гайдар «Человек
без селезенки»
Максим Горький Алов
Восьмое задание
«Любите живопись, поэты»
1. Какая картина напоминает нам героев повести «Тарас
Бульба»?
2. «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Кто это сказал и о картине какого художника?
3. Кто написал картину «Пущин в гостях у Пушкина в
Михайловском»?
4. Какая известная картина напоминает нам стихотворение Н.А.Некрасова
«На Волге»?
5. Кто автор портрета М.Горького, изображенного на фоне
море?
6. Какой художник помог выйти из крепостной неволи Т.
Шевченко? Чей портрет он нарисовал?
7. Кто создал известный портрет М.Ю. Лермонтова, законченный
после гибели поэта?
8. Кому и в связи с чем В.Жуковский подарил свой портрет с
надписью?
Девятое задание
«Чей это портрет, характеристика?»
- «Высокий
статный и свежий старик. Лицо у него было румяное с белыми а la Nikolas
1 подвитыми усами».
- «Она
сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно
большая кошка».
- «Не
найти, не сыскать такой красавицы.
Ходит плавно – будто лебедушка,
Смотрит сладко – как голубушка,
Молвит слово – соловей поет».
- «Человек,
прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен».
- «И
золотой мешок, и метит в генералы»
- «Он
славно пересмеять умеет всех.
Остер, умен, красноречив».
Подведение итогов. Награждение
победителей и самых активных участников.
В викторину можно включить
конкурс болельщиков, конкурс загадок и т.п.