Седьмой областной краеведческий конкурс среди школьников и студентов
"Край Воронежский Православный"
ФИО конкурсанта : Кулешова Кристина Евгеньевна
Домашний адрес, телефон: 397532 село Озерки Бутурлиновского района Воронежской области 8 -361- 5- 92-59
Муниципальное общеобразовательное учреждение Озерская общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области с.Озерки ул.Октябрьская дом 19
Класс 8
Тема исследования: Сочинение "Слово о Священномученике Петре (Звереве), архиепископе Воронежском"
Дата начала и окончания краеведческой работы: 25 октября - 28 ноября 2008 года
Педагог-руководитель краеведческой работы: Глотова Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы
28 ноября 2008 года
Пояснительная записка
Я впервые принимаю участие в подобном конкурсе. Когда учительница русского языка и литературы, познакомила наш класс с его положениями и темой, то мне очень захотелось поучаствовать. Но, к сожалению, о подвиге новомучеников и исповедников Воронежского края никто нам раньше не рассказывал. Я решила обратиться за помощью к матушке Наталье в Спасо-Преображенский собор, который находится в районном центре, рассказала ей о конкурсе "Край Воронежский Православный", и она назвала мне имена Воронежских священномучеников Захара ( Лобова), Тихона (Никанорова), Александра ( Архангельского) из Бутурлиновки, Петра (Зверева). Вместе с нашей учительницей мы нашли материал об этих удивительных людях. Так впервые я узнала о существовании новомучеников и исповедниках. Все они пострадали за свои убеждения, за свою верность Православию, совершили нравственный подвиг. Об одном из них , о священномученике Петре (Звереве), архиепископе Воронежском, я решила написать свое сочинение.
Используемая литература:
Акиньшин А.Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-128.
http://www.vob.ru
http://www.pravoslavie.ru
http://www.solovki-monastyr.ru
Слово о священномученике Петре (Звереве), архиепископе Воронежском.
Я живу в маленьком селе Озерки, где всего триста дворов. В центре села возвышается Вознесенская церковь, ей более ста лет. К сожалению, она почти разрушалась. В годы революции ее превратили в склад. Однажды я зашла внутрь. На меня с укором взглянули лики святых. Может быть, найдутся средства и силы у моих односельчан отреставрировать церковь. И тогда, как и сто лет назад, поплывет над Озерками колокольный звон, и не будет слышно того грязного мата, который звучит отовсюду. А наши отцы перестанут тянуться к рюмке. Меньше станет скандала в семьях. Люди найдут свою дорогу к Храму, к Богу.
Я сама верующий человек, люблю слушаю молитвы и церковное пение. Бабушка несколько раз брала меня на службу в Бутурлиновку в Спасо-Преображенский собор.
Во все века христиане обращались за молитвенной помощью к святым и подвижникам благочестия, которые исполняли призыв Христа Спасителя "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". И во все века многие из этих святых принимали мученическую смерть, не отступали от христианской православной веры.
Одним из таких священномучеников был Петр (в миру Василий Константинович Зверев), архиепископ Воронежский. Не сразу посвятил он себя служению Бога. Сначала долго учился в разных учебных заведениях: и в гимназии, и в Московском университете, и в Казанской духовной академии. В двадцатидвухлетнем возрасте он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в иеромонаха. Все дни свои проводил он в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только Белевскому монастырю, где служил, но и жителям окрестностей.
Мирную жизнь прервала первая мировая война. Всюду лилась кровь, всюду насилие, жестокость. Архимандрит Петр не мог остаться в стороне от этих событий. Уже с самого начала войны в Спас-Преображенском Белевском монастыре был открыт лазарет на 12 коек. В это время архимандрит должен быть отбыть в Северо-Американскую епархию. Но вместо этого он отправляется на фронт проповедником особой армии. Часто служит литургию для солдат прямо под открытым небом в прифронтовой полосе. Перед глазами так и стоит картина, увиденная мною в старом фильме: грязь, кровь, измученные, отчаявшиеся солдаты, потерявшие веру во все, даже в Бога. И как повезло, наверное, тем из них, с кем рядом оказался такой человек, как архимандрит Петр, спасший их души своей молитвой!
И вот революция. Царь свергнут, начались гонения на Церковь. Новая власть преследовала священнослужителей. Моя бабушка рассказала мне, что в 30-х годах прошлого века ее мама (моя прабабушка) жила в Терновском районе. Дом стоял в самом конце улицы, у реки, заросшей ветлами. В тех ветлах она и встретила беглого монаха. Он прятался от своих преследователей. Прабабушка привела его в избу. Монах уже много дней ничего не ел. Был оборван, черные длинные волосы спутаны, во вшах. Прабабушка помыла ему голову, накормила, и он ушел. Что стало с этим монахом?!
Архимандрит Петр не прятался от новой власти, а продолжал мужественно исполнять свой долг - нести в народ слово Божье. Несколько раз его арестовывали, заключали в тюрьмы, приговаривали к ссылке. Но меньше всего думал он о своих страданиях. Петр переживал за других людей. Весной 1922 года, когда начался голод в Поволжье, владыка принял решение оказать возможную помощь голодающим. Был объявлен сбор пожертвований. В это нелегкое время он стал сам служить каждый день, как священник, утром и вечером. В воспоминаниях учительницы Белевского женского приходского училища И.М. Картавцевой, еще ребенком знавшей владыку Петра, меня поразил такой факт. Есть нечего. Страшный голод, а батюшка делится последним куском хлеба с семьей этой девочки. Однажды кто-то принес ему немного малины, и он отдал ее чужому ребенку. Умение любить людей, сострадать им - вот качества, которыми был наделен владыка Петр. И народ платил ему тоже любовью. Когда в мае 1921 года, он был арестован, рабочие в Сормове объявили трехдневную забастовку в знак протеста.
В 1926 году владыка Петр взошел на Воронежскую кафедру в сане архиепископа. Страшное это было время. Служить в нашем городе было опасно. Многие священники, поехавшие вместе с владыкой в Воронеж, говорили, что едут "на фронт". Сохранились слова архиепископа Петра: " Уезжаю в Воронеж. Получил назначение. Не хочется мне ехать, И Мария Ивановна (Дивеевская блаженная) не благословляет, но еду, чтоб не упрекнули в шкурничестве". Наверное, архиепископ мог бы отказаться от этой поездки, и никто бы его не посмел ни в чем упрекнуть, но не такой он был человек. Не мог он предать людей , веривших в него. Многие храмы в Воронеже к этому времени были захвачены обновленцами. Но владыка умел успешно противостоять расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к верующим. Несметное количество народа приходило на его удивительные службы. В городе царил особый духовный подъем.
Но тучи над головой архиепископа Петра сгущались. Его стали вызывать на допросы, устраивали обыски. Он держался спокойно и достойно, и очевидцы говорили, что многие из врагов его невольно обнажали голову при его появлении.
(Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 1926 г.)
Я долго всматривалась в портрет священномученика Петра. От его спокойного лица идет какой-то свет, тепло, умиротворение. Не зря его так любили верующие. Об этом говорит такой факт. Воронежские прихожане организовали охрану владыки, старались уберечь его от нападений. А когда по Воронежу разнеслась весть, что арестованного архиепископа повезли в Москву, верующие бросились к поезду, но перрон был оцеплен чекистами.
Архиепископ Петр был приговорен властью к десяти годам концлагерей и отправлен по этапу на Соловки. В лагере владыке приходилось выполнять грязную работу. Но нравственная высота архиепископа была такова, что и в роли дворника с метлой, он внушал благоговейное уважение. Чекисты приветствовали его, уступая ему дорогу, а он осенял их крестным знамением. Начальники, завидев его, отворачивались: их раздражало достойное спокойствие архипастыря. А архиепископ брел мимо них, опираясь на посох и не склоняя головы.
Владыке Петру пришлось терпеть холод и голод, но он не жаловался. Меня поразили строки его письма, написанные на далеком острове Анзер: "Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать… Но все это решительно надо терпеть… Не так живи, как хочется, а как Бог велит". Сквозь годы я слышу слова владыки. И они звучат как завещание нам всем, живущим в 21 столетии. Надо жить, соблюдая Заповеди Христа, надо учиться быть терпимыми.
25 января (7 февраля) 1929 года владыка Петр скончался в больничном изоляторе от тифа.
Можно с уверенностью сказать, что вся земная жизнь новомученика-исповедника Петра - это история любви к Богу, к людям, к Родине.
Отрадно, что люди не забыли об этом замечательном человеке. Честные мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года. В августе 2000 года архиепископ Петр прославлен в лике святых. Мощи его перенесены в Соловецкий монастырь.
Теперь я поняла: вера - это единственное, что оставил человек себе. Может, это и спасает нас. Верить - значит стараться быть ближе к Богу и к людям. Любить всех, и помогать всем, и всю жизнь провести в непрестанном делании добра людям, как провел ее священномученик Петр.
(Панихида у могилы архиепископа Петра (Зверева ))